Форум » НОВАЯ ХРОНОЛОГИЯ РУСИ » Книга Мауро Орбини.1601 год » Ответить

Книга Мауро Орбини.1601 год

Ра ВестЬ: Случилось чудо ...)))) ребята из механико-математический факультет МГУ под руководством А Т Фоменко перевели известную книгу Mauro Orbini «Origine de gli Slavi ,amp; progresso dell'Imperio loro» Перевод с итальянского Ю. Е. Куприкова (механико-математический факультет МГУ). Орбини начинает свою книгу с глубокой и, как мы теперь понимаем, совершенно верной, мысли. Одни воевали, а другие писали историю. Мы кратко сформулировали ее современным языком. Для полноты процитируем здесь и один из соответствующих фрагментов у Орбини. Напомним, что книга Орбини была опубликована в 1601 году. «Никакоже удивительно есть, что слава народа Славянского, ныне не так ясна, как оной довлело разславитися по Вселенней. Ежели бы сей народ, так достаточен был людми учеными и книжными, как был доволен военными и превосходительными оружием; тоб ни един другой народ во Вселенней, был в пример имени Славянскому. А что протчие народы, которые зело были нижше его, ныне велми себя прославляют, то не ради чего иного, токмо чрез бывших в их народе людей ученых» фрагменты книги...(Это не книга , это бомба ))) - Ра вестЬ)) ""Исчерпав запас наших сведений о славянах пруссах (degli Slaui Prussi), перейдем к славянам Руссии (a' gli Slaui di Russia), которых теперь принято называть московитами (Moscouiti). Когда все остальные славяне оставили Сарматию (Sarmatia) и направились кто к Немецкому морю (il mar Germanico), кто, избрав иной путь, к Дунаю (il Danubio), московиты остались на своих исконных землях. Древние писатели называли их по-разному. Элий Спартиан (Elio Spartiano) и Капитолин (Capitolino) в «Жизнеописании Пия» и Флавий Вописк (Flauio Vopisco) в «Жизнеописании Аврелиана» называли их роксоланы (Rossolani), Плиний (Plinio) (IV, 12) называл их токсоланы (Tossolani), Птолемей (Tolomeo) — троксоланы (Trossolani), Страбон (Strabone) (VII) — расналы и роксаны (Rhassnali ,amp; Rhossani), Рафаэль Волатеранский (Rafael Volaterrano) и многие другие называли их рутенами (Ruteni)."" ""Сейчас же их принято называть русскими (Russi), т.е. рассеянными (Disseminati), так как по-русски или по-славянски (nella lingua Russa, o' Slaua) Россея (Rosseia) означает не что иное, как рассеяние. И не без основания прозвали их руссами или рассеянными, ведь после того, как славяне заняли всю Европейскую и часть Азиатской Сарматии (tutta la Sarmatia Europea, e alcuna parte di quella dell'Asia), их колонии рассеяны от Ледовитого океана (dall'Oceano agghiacciato) до Средиземного моря (al mare Mediterraneo) и Адриатического залива (Golfo Adriatico), от Большого моря (dal mar Maggiore) до Балтийского Океана (fin'all'Oceano Baltico). Более того, славяне руссы, по свидетельству Иоахима Мейера (Giacomo Meyero) (I), высылали колонистов и во Фландрию (nella Fiandra), где их теперь называют рутенами (Ruteni). По этой же причине и греческие писатели, как сообщает Прокопий Кесарийский (Procopio di Cesarea), называли их споры (Sporri), т.е. рассеянный народ."" ""Итак, живя в Сарматии, руссы, как сообщают Джамбулари (Giambulari) и Гюнтер (Guntero) (IV), прослыли за людей воинственных и неукротимых. В прежние времена именно они оказали помощь Римской Империи (l'Imperio Romano) в войне, которую Помпей Великий (Pompeo il grande) вел с понтийским царем Митридатом (Mitridate Re` di Ponto). Руссы под началом князя Тазоваза (Tasouaz Principe) (Страбон (Strabone) и Блонд (Biondo) называют его Тазий (Tasio)) сражались на стороне Помпея. По свидетельству Страбона (VII), вооружение руссов состояло из меча, лука, копья, панциря и щита из бычьей шкуры. Вели они нескончаемые войны не только с соседями, но и с другими, весьма далекими от них народами, царствами и империями. Ведь еще во времена императора Вителлия (Vitellio), как сообщает Иоанн Авентинский (Gioanni Auentino) (II), они переправились через Дунай (il Danubio) и, разбив два легиона римских солдат, вторглись в Мезию (Mesia) и убили консуляриса и наместника Агриппу (Agrippa Consolare, ,amp; Presidente)."" ""Таким образом, из трудов названных писателей любопытный читатель сможет почерпнуть много полезных сведений о делах русских или московитов (в настоящее время принято и то и другое название). В пору своего язычества, руссы или московиты почитали особых идолов (Idoli). Имена этих идолов, как сообщает Меховский (il Mecouita), были Перун (Pior), т.е. молния, Стрибог (Stribo), Хорс (Corso) , Услад (?) (Vslad), Дажьбог (Dasvva), Симаргл (Simae Rgla), Макошь (Macosch) и Кумиры (?) (Cvmeri)."" ""По мнению Иоанна Дубравия (Giouanni Dubrauio), славяне или словины получили свое имя от «slouo», что у сарматов означало «слово», так как все сарматские народы, рассеянные по земному пространству, говорят на одном языке. Из-за единообразия в произношении их и стали называть словины. Это согласуется с утверждением Мартина Кромера о том, что словины получили свое имя от слова, поскольку отличались правдивостью, были тверды и верны данному ими слову. И сегодня у поляков и богемцев (li Poloni, ,amp; Boemi) весьма порицаются те, кто не держит данного обещания, по их выражению, «добрым словом», при этом люди благородного происхождения готовы пойти на любые лишения и принять саму смерть, нежели изменить своему слову. Тем же, кто все-таки не хранит верность данному обещанию, мстят не только пощечиной, но и оружием."" ""Однако, оставляя в стороне вышеуказанные толкования имени славян, смею утверждать, что оно произошло не от чего иного, как от славы (dalla gloria), поскольку славянин или славон (Slauo, o` Slauone) значит не что иное, как «славный» (Glorioso). После столь частых триумфов над врагами, чему свидетельством является огромное число завоеванных царств и стран, этот доблестнейший народ присвоил себе само имя славы. На «slaua», означающее «слава», оканчиваются у них имена многих благородных и именитых мужей: Станислав, Венцеслав, Ладислав, Доброслав, Радослав, Болеслав (Stanislauo, Vencislao, Ladislao, Dobroslauo, Radoslauo, Boleslauo) и пр."" и так далее.......... Возможно, нас спросят: а что же мешало русским достойно отразить в летописях свои замечательные военные успехи? Вот например, итальянцы расписали даже якобы несуществующие свои военные достижения. Чем же объясняется такая «русская скромность»? Дело прежде всего не в скромности, а в фактическом поражении России на политической арене в XVII веке в результате великой смуты. На русский престол взошли Романовы — фактические ставленники западной дипломатии. Хотя через некоторое время Россия «переварила» это западное вторжение, след его в русской культуре оказался весьма глубоким. И этому, видимо, есть некоторое психологическое объяснение. По сути дела речь идет об отношении к рекламе. История часто выступает как политическая реклама или самореклама. Реклама той или иной страны, того или иного народа. Важность рекламы была понята на Западе значительно раньше, чем на Руси. Родиной историко-политической саморекламы, как мы теперь понимаем, была средневековая Италия XV-XVII веков. И надо признать, что эта реклама и порожденные ею идеология и дипломатические методы принесли Западной Европе в ее споре с Россией и Турцией тот успех, которого на Западе никак не могли надеяться добиться военным путем. Отставание России в саморекламе проявляется даже сегодня. Запад активно пользовался и пользуется саморекламой, иногда даже гиперболизированной. Россия в силу своих историко-культурных традиций себя так хвалить не привыкла. Надо иметь в виду, что это обстоятельство создает большую трудность для восприятия Новой Хронологии как в России, так и на Западе. На Руси, быть может, легче согласились бы с тем, что кроме монгольского ига мы страдали еще от двух-трех других ужасных иноземных иг. Это было бы в струе того воспитания, к которому мы привыкли со времен Романовых. А вот противоположная мысль, которая как раз и оказывается, по-видимому отвечающей действительности, зачастую вызывает на Руси какое-то неловкое чувство смущения. Вроде как бы неудобно, что наши предки когда-то, пусть даже давно, завоевали просвещенную Европу. Чем как бы наглядно вновь доказали свою некультурность. С одной стороны, эти эмоции конечно следуют из воспитания, полученного из рук романовских историков. А с другой стороны, низкая оценка саморекламы объясняется, по-видимому, национальным русским характером. Кстати, мы отнюдь не хотим выставить новую хронологию в качестве безудержной саморекламы России по отношению к Западу. Владетельные роды как Запада, так и Востока вышли из одного корня — Византийской империи. См. об этом в [5]. В этом смысле все они «были родственниками», хотя к тому времени уже отдаленными. Поэтому и оказалось возможным создание огромной «Монгольской» — Великой империи. Один из потомков византийского Августа — Чингизхан, он же великий князь Георгий Данилович, — опираясь на созданную им самую сильную в то время армию, установил свое «первенство среди родственников». Выше, в ХРОН5, гл.9, мы рассказали о книге средневекового историка Мавро Орбини «Книга Историография початия имене, славы, и разширения народа славянского». На рис.9.3 приведен титульный лист итальянского издания книги Орбини 1606 года. Здесь мы приводим полный список источников, которыми пользовался Орбини. В связи с тем, что многие из цитированных Орбини авторов сегодня неизвестны, мы дословно воспроизводим список первоисточников по итальянскому изданию 1606 года с сохранением авторской орфографии Список источников, как он дан в издании 1606 года книги Мавро Орбини на итальянском языке. Встречающаяся в списке пометка dannato autore буквально означает «проклятый автор». Abbate Tritemio Abbate Vrspargense Ablabio Abraam Ortelio Adameo Sassone M.Adamo Agatia Smirneo Agostino Dottore Agostino Morauo Aimone Monaco Alberto Crantio Alberto Stadense Alessandro Guaino Alessandro Sculeto Altamero Ammiano Monaco Andrea Angelo Durazzino Andrea Cornelio Andulfo Sagaco Annali di Frisia Annali di Olanda Annali di Rausa Annali di Russia Annali de'Tutchi Annali di Venetia Annonio Monaco Antonio Bofinio Antonio Geufreo M.Antonio Sabellico Antonio Sconcouio Antonio Viperano Appiano Alessandrino Arnoldo Abbate Arpontaco Burdegalonse Arriano di Nicomedia M.Aurelio Cassiodoro S.Aurelio Vittore Baldasar Spalatino Beato Renano Beroto Caldeo Bernardo Giustiniano Bilibaldo Pirc Kiameno Bonifatio Simoneta Bulla d'oro Busbequio Calfurino Sura Callimaco apprelio Plinio Carlo Sigonio Carlo Vagriese Celio Donato Cerilliano Cesare Baronio M.Cicerone Cornelio Tacito Costantino Porfirogenito Costantino Spandugino Corrado Brugense Corrado Peutingero Crisippo Cronica de'Frati Minoriti Q.Curtio Christofano Varseuiccio Dauid Chitreo, dannato Autore Descritione del mondo Diodoro Siculo Diogene Laertio Dione Niceo Dionisio Punico Dithmaro Mersapurgese Domenico Mario Nigro Egisippo Egidio Tschudio Eginharto Monaco Elio Cordo Elio spartiano Emanuelo Mimasse Epitome di Strabone Erasmo Stella Eudocio Panegirista Eugippo Monaco Eusebio Eustarbio Eutropio Fabio Celeriano Farasmanno Greco Fascicolo de'tempi Filippo Callimaco Filippo Lonicero, da[n]n[ato] aut[ore] Flauio Vopisco L.Floro Francesco Bisio Francesco Baldillo Francesco Irenico Francesco Serdonati Gafparo Hedione, dannato aut[ore] Gasparo Peucero Gasparo Tigurino, da[n]n[ato] aut[ore] Geremia Russo Gerrardo Rudingero Gioanni Aubano Gioanni Aulentio, donnato aut[ore] Gioanni Battista Gioanni Botero Gioanni Cocleo Gioanni Curopalato Gioanni Dubrauio Gioanni di Essendia Gioanni Herburto Gioanni Laziardo Gioanni Magno Gotho Gioanni Leunclauio, dannato aut[ore] Gioanni Nauclero Gioanni Villano Gioanni Stadio Gioanni Goroppeio Gioanni Gobellino Gioanni Monaco Gioanni di Thvuocz Gioanni Tigurino Gioanni Pineto Giacomo Castaldo Giacomo Meiero Giacomo Viselingio Giacomo Spigelio Giacomo Ziglero, dannato autore Giorgio Gedreno Giorgio Fabritio, dannato aut[ore] Giorgio Pachimero Giorgio Tirio Giorgio Vverenhero Giornardo Alano Girolamo Dottore Girolamo Bardi Girolamo Ruscelli Giulio Faroldo Giustino Giunio Cordo Godifredo Monaco Gothfrido Viterbiense Gregorio Dottore Gulielmo Cantero Gulielmo Frisio Gunthero Poeta Hartmanno Schedel Helmoldo Prete Henrico di Eruordia Hermanno Contratto Hermanno Hamelmanno Hermanno Schodel Herodiano Herodoto Alicernaseo Huldrico Mutio, dannato autore Hunibaldo Ioachimo Cureo Isacio Tzetze Ifidoto Hispalense Ifigonio appresso Plinio Kiriaco Spangebergio Lamberto Schaffnaburgense Laonico Calcondila, dannato aut[ore] Laurentio Suro Leonardo Aretino Libro delle Cognitioni Libro delle parti di Pregadi di Rausa Lodouico Ceruino Lucano Lucio Faunno Lucio Floro Luigi Contarino Lupoldo Bambergio Luit prando Ticiniense Marcelino Conte Mariano Scoto Marino Barletio Marino Benchemio F.Martino Martino Abbate Martino Cromero Martino Vescouo Cossentino Martino Segonio Martino Vagneto Marziano Capella Matthia Meccouita Mazochio Metello Tigurino Metodio Historico Michel Riccio Michel Salonitano Modesto Nazario Mamertino Niceforo Gregora Nicete Coniato G.Nicolo Doglioni Nicolo Marscalco Nicolo Stobeo Olao Magno Onesimo Origine de'Gothi Ottone Frigigense P.Ouidio Nasone Paolo Barnefrido Paolo Diacono Paolo Emilio Paolo Niuemontano Paolo Giouio Paolo Langio Paolo Orosio Paolo Paruta Paolo Scaligero Petancio Pier Francesco Giambulari Pietto Artopeo, dannato autore Pietro Bellonio Pietro Bizaro Pietro de Castro Pere Pietro Crusber Pietro Echilino Pietro Giustiniano Pietro Liuio P.Piteo Pio Secondo Plinio Plutarco Polibio Porfirio Pomponio Leto Priuilegi di Cataro Procopio di Cesarea Prospero Aquitano Rafaelo Volazerano Reginone Abbate Registro delle Croniche Reinnero Reinecio, dannato aut[ore] Ricardo Bartolino Rinaldo Britanno Roberto Gaguino Roberto Valturio Sassone Grammatico Sebastian Munstero, dannato aut[ore] Scolastico Smirneo Scipione Ammirato Seruio Sidonio Apollinaro Sigiberto Gemblacese Sigismondo Herbersteino Silberto Genebrardo Socrate Historico Solino Sozimeno Speccio de'Sassoni C.Statio Poeta Stefano Bizantio Strabone Suffrido Pietro Misnense Suida Soplimento di Eutropio Suetonio Tranquillo Suffrido Misnense Symmaco Teoderico Teodoro Spandugino Teopompo Chio Teodolo Tito Liuio Tolomeo Alessandrino Toma Ebendorfio Trebellio Pollione Trogo Pompeo Tugenone Patauino Valerio Massimo M.Vatone F.Vegetio C.Velleio Pateruelo Venceslauo Boemo Vernero Rolenuick Vettore Vticense Vgo Fuluonio Vitichindo Olandese Vitichindo Sassone Vitichindo Vagriese Vnefrido Inglese Vuolgfango Lazzio Vuolgfango Olandese Zacaria Lilio Zonara Zofino Весьма многозначительно название этого списка, данное самим Орбини: «Описание историографов… хотя некоторых церковь римская не примелет…».

Ответов - 1

Paolo: А где её взяли, эту книгу, переводчики с мехмата ? дайте ссылку на её вид ...



полная версия страницы