Форум » Информация к РАз-мышлению » "ПРИНУЖДЕНИЕ К МИРУ" Россия - Осетия-Грузия-США » Ответить

"ПРИНУЖДЕНИЕ К МИРУ" Россия - Осетия-Грузия-США

Admin: сформерована новая тема,по материалам другой темы

Ответов - 5

БелоярЪ: Осетины Грузии: Мифы и реальность Осетинский народ сформировался в результате слияния древних ираноязычных кочевников - скифов, сармат и алан, переселившихся на Кавказ в античный период. Процесс слияния схожих аллохтонных народов с местным кавказским субстратом проходил интенсивно, и уже в раннесредневековый период началось формирование единого осетинского этноса. Одновременно, развитием единого общественного социума началось активное становление единого государственного строя, который объединял осетинские обширные ареалы обитания к северу и к югу от главного Кавказского хребта. Активное слияние осетинских народностей воедино в X-XII веках привело к появлению на политической арене централизованного государства Алания. Алания представляла собой крупное государственное образование, связанное с такими странами, как Византия, Грузия, Русь, Хазария и т.д. Высокий военно-политический потенциал Алании в тот период был результатом внутреннего социально-политического развития (1). С XII века Алания вступила в период феодальной раздробленности, и начался распад государства на небольшие княжества, а затем и королевства. С 1238 г. началась долговременная борьба осетин с татаро-монгольскими завоевателями, в результате которой часть Алании была захвачена. Затем, в начале XIV века осетинская знать попыталась восстановить государственность с центром в осетинском городе-крепости Гори, однако восстание окончилось полным провалом и массовым истреблением местного населения. Через некоторое время в XVII-XVIII вв. начались формирования осетинских горных обществ, а феодальные отношения между княжескими домами активно улучшались, что и способствовало развитию сельского хозяйства в горной Алании и бурному росту населения. С 1740-х годов активизировались русско-осетинские отношения и уже в 1774 г. равнинная (северная) и центральная часть Осетии присоединилась к России (2). Вхождением в состав России северной и центральной части Осетии начался активный процесс развития национально-культурного возрождения осетинского народа севера, в то время как южная часть Осетии, находясь под властью грузинских князей, испытывала сильное влияние грузинского этнополитического и культурного развития. Со второй половины XIX века, во времена, когда активизировались национально-религиозные восстания на Кавказе против царской власти, в горных районах Осетии также вспыхнули небольшие волнения в основном против местных грузинских руководителей, что в общем плане было представлено как антигосударственные мятежи. В результате неповиновения осетин в регион были направлены карательные отряды, состоящие из царских войск и грузинских ополченцев. Военные экспедиции в Осетию с одной стороны окончательно установили российский протекторат со всеми полагающими формами правления и институтами административного руководства, включая суды и налоговую систему, с другой стороны - усилили влияние грузинских князей в регионе, которые всячески показывали себя верными слугами империи. В итоге крестьянских восстаний получилось так, что грузинское руководство края могло себе позволить все, что угодно: начиная с переселения осетин и заканчивая созданием искусственных социально-экономических проблем, несмотря на то, что метрополия активно способствовала развитию осетинского региона империи. В начале XX века в Осетии, равно как и во всей стране, начали распространяться революционные идеи, а в разгар революционных событий в 1917 г., II съезд осетинского народа, провозгласил объединение северной и южной частей Осетии, что и стало возобновлением долгой борьбы народа на воссоединение. Как известно, после ухода российской армии из Закавказья была создана Закавказская демократическая конфедерация. Грузинская сторона Южную и Триалетскую Осетию, население которой не желало выходить из состава России, тогда считала составной частью собственного непровозглашенного еще государства. В результате этого в Южной Осетии и в Триалетии вспыхнули антигрузинские восстания, для подавления которых были брошены значительные силы. Вооруженные столкновения между осетинами и грузинами большей силой продолжились во весь период существования провозглашенной в конце мая 1918 года Грузинской демократической республики. За два года борьбы с осетинами грузинское руководство частично выселило осетинские населенные пункты Горийского уезда и Кахетии. По состоянию июня 1920 г. грузинское руководство контролировало всю Триалетию и основную часть Южной Осетии, а население вместе с оставшимися повстанцами начало мигрировать на север. Через некоторое время, при советизации Кавказа югоосетинские беженцы вместе с вооруженными отрядами осетин и частями Красной Армии вернулись в Южную Осетию и оттеснили грузинские части. Одновременно, в конце января 1921 г. на карте Кавказа появилось новое государственное образование под названием Горская Автономная Советская Социалистическая Республика, в состав которой вошла и Южная Осетия. Затем, после советизации всего Кавказа было решено отторгнуть южную часть Осетии и включить ее в состав Грузинской советской республики как автономное образование. В результате усердной политики некоторых грузинских большевиков, 20 апреля 1922 г. Южная часть Осетии была включена в состав Грузии и была Образована Юго-Осетинская Автономная Область. Областное руководство сразу же потребовало присоединить Триалетскую Осетию к автономной области и включить единую Осетию в состав РСФСР (3). Однако вопреки требованиям тбилисское большевистское руководство в течение 10 лет организовало частичную депортацию и выселение осетин из Триалетии. Кроме того, Южная Осетия стала заселяться грузинским этническим элементом. Триалетская Осетия Триалетская Осетия включает в себя нынешние Хашурский, Боржомский районы, южную часть Карельской и Горийского районов Грузии. По состоянию 1989 г. в этом регионе проживало более 38.000 осетин примерно в 134 селениях (*), включая райцентр Гори. Население Триалетии не приняло участие в военной части грузино-осетинской конфронтации. Жители некоторых сел даже призывали конфликтующих сторон сесть за стол переговоров, не смотря на то, что летом 1990 г. грузинские вооруженные формирования полностью блокировали основную часть осетинских сел Тримлети. Однако грузины не довольствовались блокадой указанного региона. Вскоре в каждое село начали приезжать эмиссары с требованием либо покинуть страну, либо же принять грузинское гражданство, одновременно отказываясь от осетинской самоидентичности. Угрожая уничтожением населения, грузинские эмиссары советовали старейшинам осетинских селений писать заявления для изменения своих фамилий, и что их предки являлись не осетинами, а именно грузинами. Кроме того, представители грузинского руководства вместе с гвардейцами практически в каждом осетинском селении активно начали собирать подписи местного населения с призывом упразднить югоосетинскую автономию. После показательных убийств в селах Агара Карельского района (4) и в Цинубани Боржомского района, многих осетин под страхом смерти заставили подписать требования об упразднении автономии. Жители осетинских селений в начале 1991 г., заявили о своем полном повиновении грузинскому руководству. Правительство З. Гамсахурдиа даже проводило призывы молодых осетин в армию. Осетинская же молодежь Триалетии, не имея иного выхода, соглашалась вступить в ряды грузинской армии. Показательные расправы над мирным населением региона сыграли определяющую роль. Однако, несмотря на полное повиновение грузинскому руководству, с апреля 1991 г. в Триалетии начались массовые гонения осетинского населения. Вооруженные гвардейцы и милиция вторглись в села и силой вынудили местное население покинуть дома. Все это сопровождалось убийствами и грабежом. Одновременно в начале марта грузинские силовики блокировали Гуджаварское ущелье Боржомского района. Они предъявили ультиматум осетинскому населению ущелья, где располагались 9 сел, что если они не покинут район в течении 24 часов, грузинская армия силой решит этот вопрос. Известно, что за сутки 9 осетинских селений были полностью деэтнизированы, а испуганное население через горные перевалы попыталось перейти в Армению. Тысячам беженцев Боржомского района оказали помощь и защиту армяне Самцхе-Джавахка, которые сопровождали измученное и напуганное осетинское население до армяно-грузинской границы, не позволяя мародерам грабить и калечить их. В начале 90-х гг. через Ереван во Владикавказ мигрировали более 3 тысяч осетин. После гуджаварских событий оставшееся осетинское население Триалетии спешно начало покидать регион, однако были и те, которые наивным образом верили в свои гражданские права и равенство всех граждан свободной "демократической" Грузии. Такими были осетины Карелии и Гори, регионы, которые на сегодняшний день лидируют в списке фактов массовых убийств осетинского этнического элемента. Одним из основных проблем являлось и является большое количество смешанных браков между грузинами и осетинами, что и создавало трудности для переселения. Многие смешанные семья в начале просто не собирались покидать родину, являясь нейтральным или прогрузински настроенным обществом. Известно, что во время облав, грабежей и массового выселения осетин из Триалетской Осетии было убито более 1000 мирных жителей (5). Точных данных о жертвах на сегодняшний день нет и, может быть, никогда уже не будет, если принимать во внимание тщательное скрытие грузинским руководством всех фактов насилия над осетинами. До последнего времени многие районы Триалетии, где проживали осетины до грузино-осетинского конфликта являлись закрытой зоной и лишь в последние 5-6 лет они начинают открываться для журналистов и исследователей. Несмотря на попытки скрыть реальные факты тех лет, известно, что десятки селений после полного разграбления были сожжены, а другие - заселены представителями различных грузиноязычных народов и грузинскими беженцами. В процентном соотношении, более 70% осетинского населения Триалетии было изгнано из региона, а остальная часть находится в постепенном ассимиляционном процессе. По некоторым данным на сегодняшний день в Боржомском районе из осетин остались лишь несколько семей, разбросанных по всему региону. В Хашурском районе оставшееся осетинское население также разбросано и находится в стадии ассимиляции из-за отсутствия осетинских школ в регионе. Численность осетин по некоторым данным там от силы достигает до 400 человек. Процессы интенсивной "грузинизации" имели и имеют место на всей территории Грузии - в селах, где население являлось смешанным или в крупных городах. Одним из образцов подобных процессов является решение Хашурского райисполкома Совета народных депутатов №296 от 26 мая 1990 г., когда по просьбе жителей двух осетинских сел было дано разрешение огрузинить их фамилии и считаться грузинами. Исходя из фактов повсеместного давления со стороны грузинского руководства и населения, жители этнически анклавных районов, где проживают осетины, греки, армяне, азербайджанцы, в целях безопасности и обеспечения нормального развития своих будущих поколений, часто идут на подобные шаги, считая, что их дети и внуки путем быстрой ассимиляции и грузинизации в будущем добьются большего, чем их родители - осетины, армяне или азербайджанцы, проживающие в стране, где ущемление прав негрузинских этнических элементов на сегодняшний день является повсеместным и естественным явлением. Этот процесс официальная грузинская сторона толкует по-своему. Ассимиляционные процессы негрузинских народов, в стране называя "возвращением бывших грузин к своим грузинским корням". Иными словами, все армяне, осетины, греки и многие азербайджанцы для грузинского руководства в общем контексте являются бывшими грузинами, и для того, чтобы стать полноправным членом грузинского социума они должны интенсивно интегрироваться в нее путем деэтнизации и полной грузинизации. Одновременно, те, которые не захотят стать полноправной частью грузинского общества, могут покинуть страну. Согласно материалам всеобщей переписи населения Грузии 2002 г., число осетин в Триалетии, включая города Гори и Боржоми, составило примерно 14.000 человек, однако и это цифра, как ранее признавались некоторые грузинские общественно-политические лидеры и осетинские организации, была значительным образом завышена более чем в два раза. Искусственное завышение численности осетин страны в первую очередь преследовало политическую цель: показать международной общественности лояльность грузинского государства и народа к гражданам-осетинам, которые в свою очередь критиковали бы отделившееся осетинское общество. В целом, при помощи традиционных грузинских методов подкупа вышли около десятка журналистских публикаций в некоторых западных газетах и журналах о завидной и беззаботной жизни осетин Грузии. Одновременно, независимые журналисты или просто очевидцы констатировали совершенно иную картину происходящего. На сегодняшний день ни для кого не секрет, что из-за постоянных давлений основная часть осетин Грузии не только изменила свои фамилии, но и смирилась с мыслю грузинизации своего дальнейшего потомства. Несмотря на плачевную ситуацию, основная масса осетинского населения, которая не стала инструментом грузинской политической пропаганды "демократии и равенства в Грузии", желает покинуть свои родные дома и уехать в Южную Осетию. В частности, после заявления президента ЮОР Э. Кокойты в 2005 г., где он сказал следующее: "Я считаю себя ответственным за каждого осетина, где бы он ни жил". Осетинское сельское население, проживающее в Грузии, на сегодняшний день с большой надеждой смотрит на руководство республики Южная Осетия (6), не смотря на то, что публично говорить о своих надеждах они боятся, опасаясь мести со стороны грузинских властей. Такое отношение действительно обязывает ко многому. Иными словами, основная часть осетинского населения, по иронии судьбы до сих пор проживающего на территории Грузии желает переселиться в Южную Осетию. Они своим трудолюбием и верой в светлое будущее независимой республики будут способствовать ее укреплению. Исходя из вышесказанного, становится ясно, что требования международных правозащитных организаций и руководства Грузии по вопросам возвращения беженцев как первого шага к урегулированию конфликта является не только бессмысленными, но и фактически возвращают предвоенную этнополитическую ситуацию. Подобный подход наверняка станет губительным не только для десятков тысяч осетин-беженцев из Триалетской Осетии и Кахетии, но и поставит под вопрос выносливость военно-экономического потенциала республики Южная Осетия. Осетины Кахетии Осетины Кахетии, как и их соплеменники в Триалетской Осетии, в начале грузино-осетинского конфликта также подверглись массовым гонениям, грабежу и убийствам. Однако в отличие от осетин Триалетии, которые находились в самом центре Грузии, осетины Кахетии проживали разбросанно и не рассматривались для властей страны в качестве первичной угрозы. В Кахетии, где в 1989 г. насчитывалось около 25 сел с осетинским населением, на сегодняшний день остались 9. Эти села в основном разбросаны в Ахметинском (4 села), Телавском (1 село), Кварельском (1 село) и в Лагодехском (3 села) районах Кахетии. Численность осетин края на сегодняшний день составляет около 3000 человек, в основном пожилые люди и семья, которые не решаются оставить дома и имущество. Дело в том, что даже за мизерную центу осетины Ахметинского района не могут продать свои дома и участки - нет покупателей. Грузины в свою очередь, как говорят местные осетины, их не покупают - ждут, пока со временем, владельцы их просто оставят и уйдут. Многие осетины из селений Панкисского ущелья после прихода беженцев из Чечни, из-за невыносимой социально-политической обстановки забросили десятки домов и уехали. В Ахметинском районе осетинскими селами являлись Корети, Цинубани, Думастури и Квемо-Халацани. В Квемо-Халацани и в Думансури осетин практически не осталось - в каждом селе 5-6 семей. В Цинубани и в Корети осетин примерно 200-230 человек, это соответственно 30% и 40% человек от общей численности селений. В Лагодехском районе одним из самых больших селений по состоянию 1989 г. являлось осетинское село Арашперани, численностью около 1000 жильцов. На сегодняшний день численность осетин сократилось почти наполовину. Здесь, до последнего времени, действовала 6-летная осетинская школа, которая была отремонтирована из бюджетных средств республики и Фондом "Открытое общество - Грузия" в 2005 г. Грузинская сторона активно пропагандировала эту акцию в своей внешней политике, заявляя при этом, что у осетин Грузии меньше проблем по сравнению с осетинами Южной Осетии. Одновременно, по телевидению и в газетах пропагандировалось, что осетины активно участвуют во всех аспектах политической, социальной и экономической сферы. При завершении ремонта, на площади школы села Арашперани был установлен памятник осетинскому поэту Коста Хетагурову, на открытии которого присутствовал сам Михаил Саакашвили (7). На открытие памятника 21 октября 2005 г. были приглашены представители дипломатического корпуса страны, министр культуры и множество гостей из за рубежа, а также осетинские организации Тбилиси, которые при любом удобном случае для показа "грузинской лояльности и беспрецедентной демократии в стране" уже несколько раз приводили факт ремонтирования осетинской школы грузинской стороной. В связи с этим необходимо отметить, что идентичный памятник Коста Хетагурову, поставленный в 1959 г. на дворе той же школы в годы грузино-осетинского конфликта был взорван по приказу тех же грузинских властей. Однако обманчивость мифа о лояльности к осетинскому народу в Грузии и демократичности руководства Саакашвили не заставило себя ждать: сразу же после официального и шумного открытия единственной осетинской школы Лагодехского района в течение 3-х месяцев, "из-за численного превосходства учеников-грузин села" осетинская школа была преобразована в грузинскую (8). Необходимо отметить, что это действие соответствует грузинской школьной политике по отношению к негрузинским школам страны. Подобное совершается и сегодня в Самцхе-Джавахке, в Квемо-Картли в Мегрелии и т.д. В Лагодехском районе осетины проживают также в селе Болкви (Квемо-Болокви), где насчитывается до 400 осетин и в населенном пункте Пона, где по некоторым данным остается до 300 осетин. В этих двух селах до событий 15 летней давности действовали осетинские школы. В селе Пона она действовала с перерывами до 2002 г., когда по указанию из Тбилиси школа была закрыта на ремонт сроком на 2 года, затем была открыта уже в качестве грузинской. Несколько осетинских семей также проживают в райцентре Лагодехи. В Теласком и Кварельском районах есть по одному осетинскому селу, в отличие от теласвкого, о котором нет никаких сведений, в Кварели осетинским селом называют поселение Цицванаантсеби. Ее сегодня таковым только называют, ибо более половины ее прежних жильцов покинуло село еще в 1990-х гг. В селе, в основном, проживают беженцы-грузины. Численность осетин здесь колеблется от 200 до 230 человек. Село в 1980-х гг. XX столетия было большим. Здесь в 1967 году создали эфиромасличное заводское хозяйство. Осетинское население с началом конфликтов в Абхазии и в Южной Осетии до последнего момента писало письма о помощи к грузинскому руководству. Осетинское население села так и не поверило, что грабеж, убийство мирного населения и попытки выселить осетин имели за ранее спланированный и государственный характер. Оставшиеся осетины Цицванаантсеби в 2005 г., когда их земельные участки были полностью арендованы грузинами из соседних селений, написали жалобу президенту страны с просьбой исправить это недоразумение, однако их письма до сегодняшнего дня остаются без ответов. Многие журналисты и члены правозащитных организаций называют Цицванаантсеби, как и соседнее бывшее осетинское село - призраком. Десятки домов были ограблены и сожжены. Основная часть грузинского населения не желает возвращения осетинской этнической группы в регион. Местное руководство, несмотря на внешнеполитическую пропаганду страны, до сих пор создает множество социально-экономических трудностей для оставшегося осетинского населения страны. Факты массового захвата земельных пастбищ, домов и различного имущества имеют повседневный характер. Неопровержимым фактом вышеуказанного является оценка состояния осетинского этнического меньшинства в Грузии со стороны юго-осетинского отделения фонда Сороса, который профинансировал исследование социально-экономического положения осетин в Грузии. Проводившие исследования эксперты констатировали следующее: "Демократическая Грузия предлагает только один путь решения проблем, связанных с осетинским населением - полная и безоговорочная ассимиляция" (9). Интересное то, что даже фонд Сороса, который фактически способствовал приходу к власти правительства М.Саакашвили, отмечает губительную ситуацию осетинского этнического меньшинства в Грузии. Официальная грузинская сторона периодически устраивает "театральные представления" о великолепной жизни осетин в стране, активно финансируя западных журналистов, которые представляют Грузию островком демократии в море тоталитаризма. Осетинский вопрос, при этом, представляется как конфликт между Москвой и Тбилиси. Подобную атмосферу также создают расположенные в Тбилиси так называемые осетинские объединения и ассоциации, которые со своими периодическими заявлениями не перестают восхвалять "демократические победы М. Саакашвили". Таким образом, можно констатировать, что официальная политика Тбилиси по отношению к этническим и конфессиональным меньшинствам, несмотря на "революцию роз", не только не понесла кардинальных изменений, но подчистую стала более агрессивной и нетерпимой. Тбилисские осетины Сегодня, исходя из "доброжелательной" официальной политики Грузии в отношении осетин, в Тбилиси быть осетином или иметь осетинские корни стало модно, если ни сказать большего. Как правило, в Тбилиси есть огромное количество высокопоставленных чиновников, руководителей общественно-политических или культурных руководителей, которые гордятся "своей осетинской кровью" и уверены, что "осетины и грузины должны жить в едином государстве, как это было испокон веков". В действительности же основная масса так называемых осетин Тбилиси не только не владеет осетинским языком и находится в неведении об осетинской культуре и быте жизни, но и во многих случаях осетинское происхождение имеет лишь политическую выгоду, как для себя, так и для государственной политики в целом. Иными словами, показную политику "лояльности и дружелюбности к осетинам" ведет не только государственная, но и общественная этила Грузии. В свою очередь, отметим, что численность осетин Тбилиси, согласно общегрузиснкой переписи населения 2002 г., составило чуть больше 13.000 человек. Как было отмечено ранее, численность осетин страны завышена, но какова реальная численность осетин в столице? Дело в том, что большое количество осетинского населения, из-за известных причин, покинуло столицу еще в 1990-х. С началом XXI века поток осетин из Тбилиси не стихает и продолжается до сих пор. В Тбилиси действует одна осетинская школа, но как выясняется, она просто называется осетинской, поскольку с 2004 г. основным преподавательским языков в ней является грузинский. Реальную численность осетин в столице, исходя из политики официального Тбилиси, сказать трудно: она колеблется с 5000 до 7000 человек, однако около половины тбилисских осетин не знает языка и традиции, считает себя грузином, имеющего осетинские корни. Иным важным фактором в грузинской политике по отношению к осетинам являются осетинские организации Тбилиси. Одна из самых влиятельных и многолюдных является ассоциация осетин Грузии "Фсымарон" (Братство), которая входит в состав общегражданского движения "Многонациональная Грузия". Движение, как и ассоциация осетин, была создана спецслужбами Грузии и на сегодняшний день играет роль "пятой колонны" в закулисной этноконфессиональной политике Грузии, которая основана на выдавливании и ассимиляции этнических и религиозных меньшинств страны. Ассоциация осетин Грузии "Фсымарон", имея главенствующую роль в общественно-культурной жизни осетин Тбилиси, была основана в 1998 г. на базе распавшегося общества осетин "Фсымарон". Руководителем ассоциации до сегодняшнего дня является Гаглоев Тенгиз Валентинович, родившийся в Цхинвале в 1937 году (10). В разные годы он занимал руководящие должности на рыбоводно-производственных предприятиях Грузии. Неоднократно обвинял югоосетинское население в "сепаратизме", забывая истинные причины отделения своих же соплеменников. На сегодняшний день, ассоциация Т. Гаглоева во внешней политике страны представляется как посредник "в укреплении доверия и дружественных отношениях между грузинским и осетинским населением" (11), тем самым, имея не последнюю роль в переговорном процессе. Он также является одним из инициаторов заявления 2004 г. о том, что "гражданам Грузии необходимо создать общий язык", как гарант развитого и сплоченного общества, где нет места сепаратизму и отделению на этнической почве (12). Сейчас, когда идет попытка легитимизации альтернативного правительства Южной Осетии Д.Санакоева, ассоциация осетин всячески начнет проявлять себя в этом плане. Иными словами, осетинская общественно политическая организация "Фсымарон", являясь членом общегражданского движения "Многонациональная Грузия", как и все члены движения, преследует цель интенсивным образом способствовать государственной политике выдавливания и ассимиляции, являясь инструментом спецслужб тоталитарного и шовинистического государства под названием Республика Грузия.

БелоярЪ: СНГ СТАЛО ЛЕГЧЕ ДЫШАТЬ. С 18 августа Грузия официально завершила членство в Содружестве независимых государств. История пребывания Тбилиси в составе СНГ изобиловала различного рода "колебаниями", когда руководство Грузии ставило свое пребывание в Содружестве в прямую зависимость от отношений с Россией. Грузия вступила в организацию в конце 1993 года. Она стала двенадцатым, последним участником Содружества и первой страной, которая его покинула. Тем не менее Тбилиси остается участником более 70 многосторонних соглашений со странами СНГ и выходить из них не собирается. В соответствии с уставом Содружества, формальная процедура выхода из организации занимает 12 месяцев со дня подачи официальной ноты. В российском МИДе считают, что выход Тбилиси из состава Содружества не стоит драматизировать, поскольку "участие Грузии в структурах СНГ было формальным и пассивным". Справка "РГ" Степан Суздальцев 30 декабря 1991 года в Минске состоялась первая встреча глав государств СНГ. На ней было подписано Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств, согласно которому высшим органом организации был признан Совет глав государств. По соглашению, каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса. Организационный этап завершился принятием в январе 1993 года Устава СНГ. "Для вступления в организацию потенциальный член должен разделять цели и принципы СНГ, приняв на себя обязательства содержащиеся в Уставе, а также получить согласие всех государств-членов". Кроме того, Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов (это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации, на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве) и наблюдателей (это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов Содружества по решению Совета глав государств). Уставом также установлен порядок выхода государства-члена из Содружества. Для этого такая страна за 12 месяцев до выхода должна известить о своем решении в письменном виде. При этом такое государство обязано полностью выполнить обязательства, возникшие в период его участия в СНГ. комментарий Константин Косачев, председатель комитета Госдумы по международным делам: - То, что касается выхода Грузии из СНГ, то оно уже заблаговременно было лишено какого бы то ни было практического смысла. Грузия не принимала реального участия в деятельности Содружества не только на протяжении последнего года, но и в течение длительного периода, предшествовавшего нападению на Южную Осетию в августе прошлого года. В то же время Грузия, безусловно, остается для России, для других членов СНГ, я уверен, желанным партнером и в этом объединении, и в любых других форматах. Но нынешнее грузинское руководство само, по собственной воле, поставило Грузию вне интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Очевидно, это было сделано осознанно, с целью ускорить интеграцию Грузии в другие структуры, прежде всего в НАТО. Однако эти расчеты господина Саакашвили, очевидно, оказались ошибочными. В итоге он, спрыгнув с этого поезда, ни в какой другой поезд не сел. И это остается большой проблемой самой Грузии. Нынешнее грузинское руководство действует в разрез с интересами своего народа. У меня не вызывает ни малейших сомнений, что по географическим, экономическим, социально-культурным признакам Грузия всегда будет тяготеть к тому объединению, которое сейчас называют аббревиатурой СНГ. Рано или поздно воссоединение народов, воссоединение стран обязательно состоится, но для этого, очевидно, нам придется вести дискуссии с каким-то другим руководством этой страны. Российская газета: Означает ли это, что в будущем Грузии придется заново проходить весь процесс вступления в Содружество? Константин Косачев: Если бы это зависело от меня, то я совершенно точно установил бы для Грузии, при новом руководстве, при четком декларировании того, что Грузия стремится к восстановлению нормальных дружественных отношений с другими постсоветскими государствами, максимально льготный, ускоренный режим реинтеграции. РГ: Официальный Тбилиси заявил о том, что выход из СНГ не означает выхода из тех межправительственных, межведомственных соглашений, которые внутри Содружества существуют. С вашей точки зрения, будут ли разорваны эти соглашения после выхода Грузии из СНГ. Косачев: Я всегда в этой ситуации смотрю на интересы людей. В упомянутых соглашениях речь идет о ряде социальных договоров, регулирующих порядок выплаты пенсий, порядок признания дипломов и т.п. Все это темы, которые непосредственно затрагивают интересы людей. Делать этих людей заложникам ошибочной провокационной политики, которую проводит президент Михаил Саакашвили, я бы точно не стал. Мне представляется, что мы в том объеме, в каком это возможно, должны сохранять эти соглашения, демонстрировать на их примере обычным грузинским гражданам, что СНГ ни в коей мере не враждебный для Грузии союз, что это общее пространство не только в историческом, но и в геополитическом отношении. И если мы оборвем эти последние ниточки, восстанавливать их будет с каждым годом все труднее и труднее. Они должны сохраняться вне зависимости от того, кто находится у власти в Грузии. РГ: Но ведь эти соглашения имеют комплексный характер, заключались внутри СНГ с учетом законодательных актов, принятых Содружеством? Грузия же теперь "отрезанный ломоть". Косачев: Ряд соглашений, о которых мы говорим, носят открытый характер и допускают к участию в их реализации государства, не являющиеся членами СНГ. Поэтому с юридической точки зрения здесь проблем возникнуть не должно. А если они будут возникать, я решительным образом выступаю за то, чтобы искать пути решения этих проблем, а не механического аннулирования каких-то договоренностей просто потому, что у власти в Грузии находится господин Саакашвили. Это стало бы стратегической ошибкой с нашей стороны. --------------------------------------------------------------------------------

Ра ВестЬ: Грузин в топку


Ословия: ---------------------------------------------------------------------- Материал с сайта украинского издания «Еженедельник 2000» http://www.2000.net....2Fpaper%2F60823 200 лет презрения к «лохам, которые нас кормят и поят» Мира у нас с Россией никогда не будет!.. Если раньше мы испытывали к ней презрение, сейчас возникла ненависть. Отар Иоселиани Россия... Надо каким-то образом покончить с этой страной. Вахтанг КикабидзеИнтервью Александра Рутковского с Отаром Иоселиани стало хитом «2000»: почти 25 тысяч прочтений в интернете. Для многих читателей, воспитанных на воспоминаниях и преданиях о советской дружбе народов, оно стало шоком. Думается, если бы знаменитый режиссер сказал, что «с Россией у Грузии были разные отношения, но сейчас Москва не права», то реакция была бы куда спокойней. Шокировали слова о «двух веках терпения и презрения». Однако на самом деле ничего принципиально нового в этих словах нет. Они отражают традицию двухвеков ой грузинской русофобии. Да, эта традиция — не единственная в отношениях двух народов. Однако игнорировать ее, тем более сейчас, как минимум наивно. Фобии к определенной стране распространены в большей или меньшей степени во всех соседних с ней государствах. Поэтому было бы странным, если бы в Грузии русофобии не было. Но примечательно одно обстоятельство. Так, в случае с Польшей и прибалтийскими странами можно говорить о сопоставимости масштабов русофобии и репрессий советской власти (а относительно Польши — и царской власти) против жителей этих стран. А вот в случае с Грузией очевидна несоразмерность между на порядок меньшими репрессиями и не менее яростной русофобией. Именно � � силу этой несоразмерности можно наверняка назвать грузинскую русофобию самой большой в Европе. Обратимся к историческим фактам. Милость, не коснувшаяся декабристов Россия присоединила Грузию по воле правителей последней, понимавших, что зажатый между Турцией и Персией народ в противном случае будет обречен. Но через несколько десятилетий для многих представителей грузинской элиты на первый план вышли не старые угрозы, а неудобства нынешнего существования. Ряд грузинских аристократов разрабатывали планы восстания и реставрации династии Багратионов. В историю это событие вошло как заговор 1832 года. Заговор был раскрыт, его участники — арестованы. И все же реального выступления заговорщиков не было, поэтому их нельзя приравнивать ни к декабристам, ни к польским повстанцам 1830—31 гг. Но, как следует из исторических источников, участники этого заговора от разговоров гораздо ближе подошли к действиям, чем кружок братьев Критских, кирилло-мефодиевцы и петрашевцы, где дальше прекраснодушных бесед в узком кругу дело не пошло. Однако каков же был вердикт властей? Как и в случае с петрашевцами, самых активных конспираторов приговаривают к смертной казни, но затем приговор смягчают. Правд а, смягчают куда радикальнее. Не было ни инсценировки казни, ни каторги, ни далекой ссылки. Если Достоевского, виновного лишь в публичном прочтении письма Белинского к Гоголю, отправили в Омск и Семипалатинск, то из грузинских заговорщиков за Уралом не оказался никто. Так, первоначально приговоренного к смерти поэта Вахтанга Орбелиани сослали в Калугу, но в 1837 г. амнистировали. Он сделал военную карьеру и быстро поднялся по служебной лестнице, получив в 1860-м генеральское звание. Тогда же простил Николай I и других участников грузинского заговора, а вот абсолютное большинство остальных политических узников обрели свободу лиш ь после вступления на престол нового царя.«Круг и среда» убийцы не подлежат проклятию Среди амнистированных в 1837 г. был и сосланный в Вологду Дмитрий Кипиани. В 1862-м он готовил проект отмены крепостного права в Грузии, который предполагал освобождение крестьян без какого-либо наделения землей, что поддерживалось грузинским дворянством. В итоге царское правительство сочло целесообразным немного земли крестьянам оставить. Но вошел в историю Кипиани прежде всего полемикой с экзархом Грузии Павлом. Поводом к ней стала реакция владыки на убийство ректора Тбилисской духовной семинарии Павла Чудецкого. Этого самодура не л� �били многие семинаристы. Сначала Силибистро Джибладзе избил его и собирался выбросить с балкона здания. Тогда Чудецкого спасли, но в 1886 г. он был убит в собственном доме неким Иосифом Лагиашвили, исключенным из семинарии за чтение «Отечественных записок». На похоронах Чудецкого экзарх Грузии проклял «круг и среду, породившую «разбойника» Лагиашвили», что и возмутило Кипиани, бывшего тогда предводителем кутаисского дворянства. Я совершенно не собираюсь оправдывать ни самодурство Чудецкого, ни неуважение к грузинскому языку и истории, свойственные многим чиновникам тех времен. Но в ответ на исключение из семинарии — колоть кинжалом сначала в пах, потом в живот, потом в шею... Кто, с точки зрения сегодняшней морали, такое будет оправдывать? Впрочем, в ту эпоху популярности революционного насилия интеллигенция не одной Грузии, а всей Российской империи и не такое оправдывала. И в проклятии экзархом Павлом «круга и среды, породивших Лагиашвили», вполне логично ви деть весь круг и среду российских нигилистов и террористов (Каракозовых, Нечаевых, Желябовых и т. д.) независимо от национальности. Логично, чтобы именно так расценил это проклятие человек, который был далек от революционных идей и в крестьянской реформе стоял на узкоклассовых позициях. Но нет, предводитель кутаисского дворянства полагает, что экзарх проклял всю Грузию, и заявляет в открытом письме к нему: «говорят, что вы прокляли страну, куда вы призваны пастором, и которая поэтому вправе ждать от Вас лишь любви и милости... Если все это правда, Ваше достоинство может спасти лишь изгнание проклявшего из проклятой им страны». То, что Кипиани таким образом подменил понятия, ясно показывает, насколько зашкалила русофобия, охватившая грузинскую элиту. При этом образованный человек, первый переводчик Шекспира на грузинский, совсем не стеснялся того, что как раз из его логики следовало, что круг и среду убийцы надо отождествлять с грузинским народом. Впрочем, так думал не один Кипиани: мемуары современников говорят, что убийство Чудецкого широко оправдывалось в грузинском обществе. И объяснимо, что именно в такой атмосфере два десятилетия спустя могло совершит ься так и не раскрытое убийство экзарха Грузии Никона (Софийского). Владыка, которого отнюдь нельзя было упрекнуть в самодурстве в стиле Чудецкого, был застрелен прямо в епархиальном управлении в стиле Кобы Джугашвили и его сообщников. Тем более не стоит удивляться тому, что создание независимой Грузии в 1918 г. сопровождалось многочисленными конфликтами — войнами новой власти с абхазами и осетинами, дискриминацией русских и других национальных меньшинств и попыткой аннексии негрузинского по составу населения Сочинского округа. Как и в случае с петлюровской УНР и многими другими режимами на постимперском пространстве, находившиеся у власти в стране социалисты проявили себя ярыми националистами. Однако в УНР ведущую роль играли политики, до революции бывшие в мелк их национально-социалистических объединениях, сотрудничавших с РСДРП и прочими социалистическими силами, но организационно самостоятельными. В Грузии же подобные объединения были на вторых ролях, а страной в течение большей части независимого существования управляло однопартийное меньшевистское правительство, куда входили ранее видные фигуры в РСДРП — Чхенкели, Церетели, Гегечкори и, наконец, сам премьер Ной Жордания, лидер социалдемократической фракции первой Государственной думы. Теоретически такое прошлое должно было бы предрасполагать к интернационализму. Но не предрасположило. Именно ко времени Грузинской демократической республики и относится начало официальн ого дискурса о том, что «европейской Грузии» надо быть подальше от «азиатской России». «Восточному варварству мы предпочитаем западный империализм», — заявлял тогда Ной Жордания, и эти слова в 1989 г. стали одним из аргументов в пользу отделения Грузии от СССР. На периферии «большого террора» В начале 1921 г. произошло событие, которое в нынешней Грузии уже почти 20 лет именуется не иначе, как советская оккупация. Впрочем, ведущую роль в принятии решения о вступлении РККА на грузинскую территорию сыграли именно члены Политбюро — грузины Иосиф Сталин и Серго Орджоникидзе, а поводом для него стало восстание, организованное грузинскими большевиками во главе с Филиппом Махарадзе. В сегодняшней Грузии до сих пор сохранились памятники Сталину, но власти страны от Гамсахурдиа до Саакашвили любят декларативно отмежевываться от «вождя народов», подчеркивая, что, дескать, именно Грузия больше всего пострадала от сталинских репрессий. Действительно, в те годы большой террор унес жизни многих выдающихся грузин, например поэтов Тициана Табидзе и Паоло Яшвили, прозаика Михаила Джавахишвили, режиссера Сандро Ахметели. Да, очень жестоко было подавлено августовское восстание 1924 г. — 12 578 казненных, более 20 тысяч сосланных (именно на этих репрессиях и выдвинулся Лаврентий Берия). Однако советская власть везде жестоко расправлялась с такими выступлениями. Только в двух уездах Западной Сибири, Петропавловском и Ишимском, в 1921 г. было убито 22 тысячи повстанцев, а число жертв с реди антоновцев на Тамбовщине в 1920—1922 гг. оценивается в 240 тысяч человек, при том что по населению Тамбовская губерния несколько уступала Грузии. А вот чтобы видный партийный деятель, обвиненный в свое время в национал-уклонизме, смог в годы сталинизма не просто выжить, а умереть от старости на высоком государственном посту, такое, кажется, могло быть только в Грузии. Имею в виду главного фигуранта «грузинского дела» 1922 г. Филиппа Махарадзе, который в 1938 г. стал первым председателем президиума Верховного Совета Грузинской ССР и скончался в декабре 1941-го на этой должности. Да, из т. н. «сталинских списков» (люди, осужденные в 1936—1938 гг. по личной санкции И. В. Сталина и его ближайших соратников по Политбюро), собранных на сайте общества «Мемориал», можно подумать, что в 1937 г. большой террор коснулся Грузии более, чем других республик и регионов. Однако здесь правомерно говорить именно о терроре в Грузии, а не о терроре против грузин. Так, в списках имена жителей Грузии занимают 36 страниц, и на каждой более 100 человек, размещенных в алфавитном порядке (http://stalin.memo.ru/regions/regi5.htm). Честно скажу, у меня не хватило терпения делать полную статистику, но сложилось мнение, что едва ли не на большинстве страниц грузинских фамилий меньше, чем негрузинских. Между тем грузины составляли согласно переписи населения СССР 1939 г. 65% населения республики, а среди руководящих работников, по переписи 1937-го, их было 69%. Создается впечатление, что масштаб чисток 1937-го был обусловлен не только особым вниманием Сталина к своей родине и желанием избавиться от людей, помнивших неприглядные факты его молодости, не только особым рвением грузинского НКВД, но и тем, что под видом борьбы со «шпионами и вредителями, троцкистами и бухаринцами» проходили и сугубо клановые разборки. Кроме того, грузинский национализм в те годы маскировался под борьбу с контрреволюцией. Это особо проявилось в Абхазии. За период с 1926-го по 1939 г. численность абхазов в автономии увеличилась лишь на 0,5%, а с 1939-го по 1959 г. — на 9%, тогда как грузин за эти периоды там стало больше соответственно на 36% и 72%. Таким образом, Сталин и Берия гораздо успешней продолжили дело Ноя Жордании по грузинизации Абхазии. Надо иметь в виду и то, что «сталинские списки» касались прежде всего известных партийных, советских и хозяйственных работников. Для ареста людей рангом пониже не требовалось решений такого уровня. Этими людьми в Грузии органы интересовались меньше, грузинская деревня избежала голода (так, впрочем, было и в других незерновых регионах), а грузинских кулаков не высылали в Сибирь и на Север. Реальный размах репрессий в Грузии в сопоставлении с репрессиями на остальной территории СССР лучше всего показывают данные по демографии ГУЛАГа. Так, в 1939 г. процент заключенных грузин был почти в 1,5 раза меньше их доли в численности населения СССР. Из 15 народов, чьих представителей было в лагерях больше всего, грузины уступали по этому показателю в 1939 г. армянам, узбекам и таджикам, а в 1951-м — узбекам, казахам и азербайджанцам. В 1951-м процент заключенных грузин был в 1,4 раза меньше их доли в численности населения, а если брать узников тол� �ко лагерей, то в 3 раза меньше. В колониях, где условия были легче, сидело больше грузин, чем в лагерях, тогда как у славянских и прибалтийских народов, евреев и немцев соотношение между лагерниками и колонистами было обратным, достигая максимума у литовцев (на 5 человек в лагерях — один в колонии). Таким образом, можно сказать, что при Сталине грузины были скорее на периферии «большого террора». Классик, прославивший фюрера В сталинских лагерях сидели не одни безвинно пострадавшие, но и уголовники и коллаборанты. О последних и пойдет сейчас речь, поскольку в независимой Грузии они стали героями. Прописной истиной будут слова о том, что среди каждого народа были и герои, и пособники фашистов. В советское время все знали, что знамя Победы над рейхстагом водружали Кантария и Егоров. Поручение такого задания грузинскому солдату показывает, что власть хотела символически подчеркнуть роль его народа и республики в войне. А были и герои, незаслуженно отодвинутые в тень. Например, когда в 1970-е едва ли не главным событием Великой Отечественной стала оборона Новороссийска 18-й армией, то говорили в первую очередь о ее начальнике политотд� �ла Брежневе. А ведь у этой армии был командир Константин Леселидзе. О нем вспоминали куда реже (хотя посмертной звезды Героя умерший в 1944 г. генерал был удостоен при Брежневе). Всего с войны не вернулись и двое из троих братьев Леселидзе, и около 300 тысяч грузин.Но пятизначным числом измеряется и количество тех, кто не вернулся с другой стороны советско-германского фронта. Вдохновлял их идти на бой автор книги «Адольф Гитлер. Взгляд иностранного поэта», классик грузинской литературы Григол Робакидзе. Да, были канувшие в безвестность писатели разных народов СССР, посвящавшие фюреру книги, отдельные статьи и стихи. Так, в июне 1941 г. Александр Олесь писал: ДВеди же нас, досвідчений вояче. Ми віримо, ми коримось тобі». Но вот чтобы человек, вошедший в историю литературы (а Робакидзе стал первым грузинским прозаиком, известным в Европе, и зачастую именуется лучшим грузинским романистом ХХ века), посвящал целые книги Гитлеру — это явление исключительное для литератур советского пространства (да и в остальном мире не припоминаются аналоги). А кроме фюрера, отдельную книгу он посвятил и дуче: «Муссолини. Отмеченный солнцем» (1941). Оба сочинения были включены в списки рекомендованной партийной литературы НСДАП и поэтому изданы огромными тиражами. Это говорит и о специфическом рвении грузинских коллаборантов, и об особом доверии к ним. Ибо дело было не в одном Робакидзе. Так, профессор Михаил Ахметели работал в эсэсовском институте Ванзее, курируя применение расовой теории нацистов к народам Восточной Европы. Он доказывал, что грузины были «германцами России» и потому их можно наилучшим образом использовать против евреев, славян, цыган и прочих «расово низших» людей. Это настолько было в духе хозяев профессора (а если бы они изначально не считали грузин выше славян, то и работы т акой ему бы не доверили), что Ахметели стал одним из немногих неарийцев — членом НСДАП, получив партбилет № 5360858. Сейчас пытаются хотя бы частично оправдать поступок Робакидзе. Так, «Зеркало недели» пишет: «Публикуя вышеупомянутые книги, Робакидзе стал заложником собственных романтических иллюзий — он не считал эти свои произведения фашистскими. Будучи поклонником Ницше, Робакидзе видел в исторических личностях воплощение сверхчеловеческой природы. Поэтому он писал о Ленине, Сталине, Гитлере, Муссолини. Для писателя не имели значения взгляды, идеи или национальные позиции этих личностей. Его очаровывали в них демонизм речи, неукротимая стихи я огня, искусство манипулирования массами. Духовная драма Робакидзе заключалась в неспособности отделить Миф от Истории». Эти слова повторяют ныне расхожее мнение грузинских литературоведов. Однако хотя бы беглого знакомства с творчеством этого прозаика достаточно, чтобы понять, что его отношение к фашистским и коммунистическим лидерам было противоположным: Гитлер и Муссолини — герои, а Ленин и Сталин, о которых отдельных книжек он не писал, — антигерои. Можно, конечно, говорить, что книга о Гитлере была написана в 1938 г., когда не было ни Второй мировой, ни газовых камер. Однако эти обстоятельства если и могут быть смягчающими, то для кого-либо, глядевшего на Германию издалека, а не для человека, наблюдавшего ее изнутри. И прежде всего не для Робакидзе. Ибо «взгляд иностранного поэта» не заметил разлетевшегося по площадям немецких городов пепла книг Стефана Цвейга. Писателя, благодаря которому Робакидзе стал известен на Западе и которого связывала с грузинским эмигрантом многолетняя дру� �еская переписка. Создавая миф о Гитлере, литератор на примере отношений с Цвейгом успешно корректировал миф о крепкой и благородной грузинской дружбе. Как свидетельствовали несколько попавших в советский плен грузинских легионеров вермахта, перед отправкой на фронт их напутствовали Геринг и Робакидзе. Первый говорил о том, что они должны изгнать из Грузии евреев и большевиков, второй упоминал об одних большевиках. Но не хочется на этом основании утверждать, что, дескать, эмигрантский классик был скрытым антинацистом или по крайней мере противником антисемитизма. Легион коллаборантов возвращается А вот о Грузинском легионе вермахта стоит говорить подробнее, ибо он, как и Робакидзе, триумфально вернулся в нынешнюю независимую Грузию. В обоих случаях речь, правда, идет не о физическом, а о духовном возвращении, но это обстоятельство не делает его менее триумфальным. Собственно Грузинский легион был таким же виртуальным соединением, как и РОА Власова. Он не являлся единой оперативной единицей и существовал на уровне 8 отдельных батальонов вермахта (№ 795-799 и 822-824), размещенных на разных участках фронта, но, как правило, в климатически удобных для грузин зонах. А генерал из числа эмигрантов Шалва Маглакелидзе был не командиром легиона, как нередко пишут, а куратором грузинских подразделений. Кроме этих батальонов, действовали более мелкие подразделения и группа ваффен-СС «Грузия». Всего через них про� �ло более 30 тыс. человек. Легионеры, в частности, воевали в Крыму, под Харьковом, под Бродами (в последнем случае вместе с дивизией СС «Галичина»). Поэтому правомерно говорить о том, что в Великую Отечественную украинскую землю топтали не только немецкие, румынские, венгерские, итальянские, хорватские, но и грузинские оккупанты. Как они воевали? Здесь источники расходятся во мнениях. Российские авторы пишут о частом дезертирстве, порожденном в том числе высокомерным отношением немецких союзников. Порой утверждают, что именно ненадежность многих батальонов стала в 1944 г. причиной их переброски на Западный фронт. Казалось бы, создание грузинских частей в составе именно вермахта (чего другим народам не позволялось) свидетельствовало о признании «расовой полноценности» грузин в духе выводов Ахметели и Розенберга. Но гитлеровцы все равно относились к этим союзн� �кам как к унтерменшам. Грузинские солдаты кормились в отдельных столовых, а их офицерам не отдавали чести младшие по званию вояки вермахта. Однако грузинские авторы, реабилитирующие этих соотечественников, делают акцент на военных успехах и равноправном боевом товариществе. Особенно это заметно в книге Георгия Мамулии «Грузинский легион в борьбе за свободу и независимость Грузии в годы Второй мировой войны», увидевшей свет еще при Шеварднадзе. Он буквально любуется собачьей преданностью коллаборантов. Так, диверсант Арчил Кочакидзе начинает написанную на случай смерти записку словами «прошу передать это немцам». Не грузинскому народу, не родственникам, не каким-либо друзьям, а именно немцам. Что ж, для гитлеровского холуя такой посыл логичен. Но именно с этой записки в качестве своеобразного эпиграфа и начинается раздел, посвященный диверсионной группе абвера «Тамара». И это закономерно: раз сам автор пишет об «освобождении» Северного Кавказа германскими войсками, то такой тон записки может лишь восхищать его. Находит Мамулиа добрые слова и для грузин, которые воевали на Западном фронте. Так, он с удовольствием отмечает, что один из батальонов, переброшенный в конце 1943-го в Северную Италию, в составе 2-го танкового корпуса СС «отличился в борьбе с коммунистическими партизанами в районе Джунео, Домодосолле и Брешиа». А если бы гитлеровские холуи узнали, что перед ними не коммунистические или не только коммунистические (как обычно и бывало тогда в Италии) партизаны, то они с кавказским благородством сказали бы своим хозяевам, что стрелять не буд� �т? Ясно: стреляли во всех в кого прикажут, и будь они не под Брешиа, а на Сардинии, то могли бы ловить на прицел и будущего итальянского президента (1985—1992) Франческо Коссигу, который был тогда в демохристианском партизанском отряде. Не зря именно Коссига после августовских событий этого года стал единственным из западных политиков такого ранга, призвавшим признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Скорее всего, экс-президент Италии ничего не знал о книге Мамулии, а лишь политическим чутьем уловил связь между пособниками фашистов, их воспевателями и режимом Саакашвили. Ибо реальная проблема отнюдь не в том, что некий историк написал хвалебную книгу о грузинских коллаборантах (разве российских коллаборантов не оправдывал тот же «Посев» и ряд других изданий, разве ветераны РОА не подписывали еще совсем недавно вместе с ветеранами-легионерами совместных обращений?). Проблема в том, что это восхваление — часть официальной грузинск ой идеологии. Ибо огромный материал о диверсионной группе «Тамара» размещен на официальном сайте МВД Грузии, в том числе и на русском языке http://archive.security.gov.ge/tamara.html0. Это качественно иная ступень, нежели даже реабилитация нацистских приспешников в прибалтийских странах. Ибо на сайтах властных структур Латвии и Эстонии все же нет специальных страничек, восхваляющих латышских и эстонских эсэсовцев. УРА

БелоярЪ: Благодарю, интересная информаия.



полная версия страницы