Форум » МИРЫ РОСОВ » Подворье Скоморохов » Ответить

Подворье Скоморохов

Ословия: ЗДЕСЬ ЖИВУТ СКОМОРОХИ НАШЕГО ГОРОДА РА Правило № 1 - Смех продливает жизнь. Теория Более ста лет назад скомоpохи впеpвые пpивлекли внимание pyсской наyки. В числе дpyгих ими занимались такие кpyпные yченые, как И. Беляев, А. H. Веселовский и П. Моpозов до pеволюции, H. Финдейзен, А. Зимин и дp. -- в советское вpемя. Однако до сих поp в истоpии скомоpошества много неясного. Скомоpохами интеpесовались yченые pазличных специальностей, каждый из них, естественно, бpал тy стоpонy, котоpая наиболее близка напpавленности его наyки. Сейчас можно сказать, что пpоблема изyчена если не всестоpонне, то многостоpонне, но в целом истоpия скомоpохов не полyчила полного освещения. Еще в пpошлом веке было достаточно твеpдо yстановлено, что в дpевнеpyсских обpядах и игpах имелось огpомное количество многообpазных дpаматических элементов. Большyю, а иногда и pешающyю pоль в театpализованных действиях спpаведливо отводили скомоpохам. Значение всего этого для истоpии pyсского театpа тpyдно пеpеоценить, ибо со скомоpохами и -- более шиpоко -- с фоpмами наpодного юмоpа связано опpеделенное миpоощyщение, ставшее гpанью всей pyсской кyльтypы. А теперь всё остальное .. .. .. . .. .. .. .. .. .. .. .. .. . . .. .

Ответов - 20

Ословия: Песня просто нравится [mp3hosting]http://prostopleer.com/tracks/4407198PklX[/mp3hosting]

Росинка: Здорово,Ословия! Как дела? Может,расскажешь про скоморохов? Знаю такой скомороший музыкальный инструмент,который просто уничтожили,но потом восстановили по найдейнному в глуши рисунку.Имя ему Дом Ра

Ословия: Росинка я хочу выкладывать тут всё о скоморохах. О любочниках но без единоборств . Я книгу читал Андреева. Скоморохи это сословие (о -словие) продвинутых людей. Если они смеются то это маска , потому что на самом деле у них в этот момент эстерика.


Росинка: Ословия пишет: Если они смеются то это маска , потому что на самом деле у них в этот момент эстерика.

Ословия: Песня.

Еленя: Здравствуй, Ословия! Можно погостить на твоем подворье? я и с гостинцами и с вопросами... Твое С-О-словие - мне очень интересно... Вот хочу спросить... вернее попросить тебя рассказать о смысловом значении образа (одеяние, особенно головной убор... танцующая походка) на твоей аватарке... Раньше я думала,что гудок - это духовой муз. инструмент, наподобие свирели... Оказалось - это струнный... А гудошничанье - это ж ремесло скоморохов, наряду с другими уменьями. вот из этой статьи и узнала: Полякова А.В. “ГУДОШНАЯ ТРАДИЦИЯ” (на материале фольклорных экспедиций в районы Псково-Тверского пограничья) Первые исторические свидетельства о бытовании древнерусского музыкального инструмента гудка относятся к XI - XII вв. Традиция игры на гудке занимает важное место в истории древнерусской музыки, а также является составной частью, одним из проявлений мужской традиционной культуры. Подобно другим трудовым, производственным процессам, таким как строительство, изготовление рабочих инструментов, предметов быта, утвари и так далее (где проявляется роль мужчины как делателя, созидателя, творца), так и изготовление музыкальных инструментов, и исполнительство на них, изначально было приоритетом собственно мужской культурной традиции. “Гудошная традиция” привлекла внимание исследователей достаточно давно - во 2-й половине XVIII - начале XIX века. Источниками для ее изучения стали различные культурные памятники, исследование которых производят разные исторические и смежные с ними дисциплины. В выработке представлений, понятий об этой традиции данные археологии, древнерусской литературы, иконописи, живописи дополняют друг друга. В работе К. А. Верткова “Русские народные музыкальные инструменты”, приводятся материалы, являющиеся источниками изучения. Это, в первую очередь, древнерусские письменные памятники: 1. Извлечения из летописей и административно-духовной литературы XI-XVII веков. Наиболее ранние упоминания: “Скомрах, или гоудець, или свирелник, или ин... глумец”. “На колесницах оурисканию творя, или самоборець, или пешь оурисканию творя на позорищах... или свирець, или гоудець, или смычек, или плясець... да отвергнут” [от церкви]. - Рязанская кормчая 1284 г.; “...гудця и свирця не оуведи оу дом свои глума ради”. - Поучение зарубского черноризца Георгия в списке XIII в. 2. Музыкальные инструменты и музыкальная терминология в словарях XVI-XVII веков. [Гудение - тол[кование], играние и в гусли, и в домру, и в гудок, и в цимбалы. Гудение - писканье, гуденье пищенье. Гудець - игрец в гусли, и в гудок, и в домру...] 3. Выписки из документов, связанных с гонением скоморохов в XV-XVII веках. “Наказы монастырским приказчикам” нач. XVII в. предписывали, чтобы крестьяне “...в сопели и в гусли и в гудки не играли, и в домех у себя не держали...”, в противном случае “...править пени по пяти рублев на человеке, а кто гораздо беден, пенных денег взять не на ком, и его во сходной день перед всем миром бить батоги нещадно...”. Большую ценность составляют также материалы, вошедшие в разделы “Русские письменные источники XVIII - начала XIX века” и “Свидетельства иностранцев VI, X, XII, XVI-XVIII веков”. Здесь наибольший интерес представляют записки С. Тучкова о “орудиях инструментальной музыки”, очерк Е. Воронова “Народные музыкальные инструменты в России. (Очерк истории инструментальной музыки в России до конца XVIII столетия)”. “Гудком называется простонародный музыкальный инструмент вроде скрипки, но только о трех струнах; на нем играют как на скрипке посредством смычка. Происхождение этого инструмента надобно отыскивать в глубокой древности. ... Игра на этом инструменте очень проста, как по несовершенству самого инструмента, так и по простоте строя; на самой высокой [нижней] струне... разыгрывается обыкновенно какая-нибудь народная тема [мотив], а прочие две струны, настроенные квинтой вниз, удвоенной в октаву, служат как бы аккомпанементом или басом для сопровождения мелодии.” В работе Якоба Штелина “Известия о музыке в России” дана следующая информация о гудке: “...имеет форму скрипки, но изготовляется из грубого невыделанного дерева. Корпус его неуклюж и больше скрипки, и натянуто на нем три струны, по которым поводят коротким смычком. Простые любители этого гнусавящего инструмента играют на нем либо сидя, упирая его в колени, либо стоя, упирая в корпус, а в общем не как на скрипке, прижимаемой к груди или подбородком. Играют на нем общераспространенные мелодии, причем пальцами перебирают редко более одной струны, другие же две звучат скрипуче и назойливо, как на лире... инструмент этот широко употребляется в танцах, с пением и самостоятельно.” В разделе, посвященном собственно гудку, К.А. Вертковым приведены дополнительные источники, расширяющие поле исследования: Археологические свидетельства. Так представление о подлинном гудке, стало возможным “благодаря археологическим раскопкам Древнего Новгорода в 1951-1962 годах. Здесь были найдены 2 почти целых гудка конца XII и 2-ой половины XIV века и 2 фрагмента...” Далее приведена органология и размеры инструментов, найденных в археологических раскопках. Изобразительный ряд. Фреска ХVI столетия в одной из церквей Псковщины; рисунки XVIII века - миниатюра из лицевого сборника П.А. Овчинникова, лубочные картинки; рисунки гудошников начала и середины XIX века (А.О. Орловский, Виличковский). По всей вероятности, хранителями и носителями традиций исполнительства на музыкальных инструментах были скоморохи. Фаминцын разделяет скоморохов на придворных и бродячих (простонародных), а так же утверждает, что наряду с профессиональными скоморохами существовали и любители-музыканты среди оседлого населения. Фаминцин определяет некоторые направления специализаций среди скоморохов, которые “продолжают и ныне жить и практиковаться в народе” - скоморох-певец, скоморох-гудец (игрок на музыкальных инструментах), скоморох-плясун, скоморох-глумословец и смехотворец. В силу исторических обстоятельств профессиональные скоморохи, имеющие самостоятельный социальный статус, постепенно ушли с исторической сцены. Сам термин “скоморох” практически вышел из употребления в обиходной речи крестьян. При этом особенно важно то, что в местах бытования скрипичной традиции (по материалам фольклорных экспедиций в Тверскую, Смоленскую обл.), до настоящего времени сохранился термин “скоморох”, обозначающий исполнителя на музыкальном инструменте (“скоморох” = “музукант” = “музыкант”). Сведения, полученные в фольклорных экспедициях в Псковскую, Тверскую, Смоленскую области, благодаря выработанной Фольклорно-этнографическим центром методике комплексного экспедиционного обследования, значительно обогащают, дополняют круг источников для изучения гудошной традиции. При разработке инструментальной традиционной культуры региона обязательными пунктами наблюдения становятся следующие характеристики: статус и функции инструменталиста в системе народной традиционной культуры, органология инструмента, постановка инструмента и приемы игры, типология наигрышей и др. В первую очередь, экспедиционные сведения позволяют включить данную традицию в реальный бытовой контекст, в конкретные жизненные условия. Перечислим основные моменты участия музыканта (скрипача) в тех или иных фрагментах народной традиционной жизни: 1. Особенно значительную роль играет музыкант в системе престольных праздников и гуляний. Никакое гулянье, а соответственно и праздничные уличные шествия, пляски (а позднее - танцы), не обходятся без участия музыканта. Древнерусские литературные памятники содержат множество свидетельств, подтверждающих архаичность и поразительную устойчивость подобных форм участия музыкантов в традиционной культуре. Сведения, относящиеся к XVI веку: “В троицкую суботу по селам и погостам сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробам умерших с великим воплем, и егда скомрахи учнут играти во всякие бесовские игры, и они от плача преставше, начнут скакати, и плясати, и в долони бити...”; в Пскове в канун Рождества св. Иоанна Предтечи “...во святую ту нощ, мало не весь град мзмятется и взбесится, бубны и сопели, и гудением струнным, и всякими неподобными играми сотонинскыми, плесканием и плесанием...”. 2. Значительным оказывается место музыканта в семейной обрядовой практике - это обряд проводов рекрутов и свадебный обряд. По экспедиционным данным музыканта приглашают и в дом невесты, и в дом жениха, причем на свадьбе музыкант занимает “почетное место” (Тверская область). Скрипач “подводит как плачет невеста”, как бабы поют песни, обслуживает свадебное застолье - “марш”, момент наделения - “надельная игра”, свадебный поезд. Почти теми же словами описано участие скрипачей в белорусской свадьбе в Этнографическом сборнике (изд. Имп. Географич. Общ. 1853-62. II, с 190): “Одна или две скрипки, или скрипка и дуда составляют в Белоруссии необходимую принадлежность всех брачных церемоний: они встречают и провожают жениха и невесту, даже до самых дверей церкви, и от них до дома новобрачных. Если погода хороша, то скрипач, сидя в повозке позади едущих к венцу или от венца, беспрестанно пилит смычком по струнам, когда едут к венцу - прощальные песни, а от венца - встречные”. В древнерусской литературе мы снова находим подтверждение: “В мирских свадьбах играют глумотворцы и бесовские песни поют, и как в церкви венчатися поедут, священник с крестом будет, а пред ним со всеми теми играми бесовскими рыщут...” Экспедиционные данные позволяют не только проследить моменты живого бытования инструмента, но и восстановить, реконструировать сам гудок через описания самодельных инструментов. В современной исполнительской практике широко используется покупная фабричная скрипка, но по рассказам самих исполнителей (или их родных, соседей), раньше были самодельные скрипки. Есть упоминания, что корпус был не клееный из нескольких досок, а цельный, долбленый (Псковская обл.); смычок (в некоторых традициях называется “гудок”, “смык”) имел форму дуги; игра осуществлялась на трех струнах (причем “пальцами вырабатывают” на первых двух, а третья - “бас”, “басок”, на ней пальцами не играют, а только “подводят”, “падыгрывають”); (Тверская, Псковская обл.). Специфические особенности, отражающие корневые основы гудошной традиции в современной практике игры на скрипке, мы наблюдаем в таких характеристиках как постановка инструмента и приемы игры: вертикальное положение инструмента с упором в колено или горизонтальное с упором в корпус, игра сидя, стоя, “на ходу”; игра левой руки в одной позиции преимущественно на первой (первой и второй) струнах; смычок держат за середину древка и играет небольшим фрагментом смычка - серединой или верхней его частью. В целом органология инструмента, постановка и приемы игры соответствует именно древнерусскому гудку, а не скрипке, и подтверждаются многочисленными историческими свидетельствами (изобразительными и литературными - см. выше). Полученные в фольклорных экспедициях записи традиционных наигрышей позволяют не только представить звучание (строй, тембр инструмента), но в полной мере “озвучить” древнерусский гудок, услышать его “игру” в тех или иных жизненных ситуациях, будь то праздничное шествие или застолье, свадьба или проводы рекрута. Через типологию скрипичных наигрышей мы приходим к выводу, что традиционные наигрыши под пляску, под песни представляют собой наиболее архаичные виды наигрышей. Приведем основные типы наигрышей на скрипке в Тверской области: 1. традиционные наигрыши: а) под пляску: • - Русского; • - Русского пореже (как старушки пляшут); • - Камаринская; • - Гопак; б) под песни: • - Скобаря (“на задор”), • - Скобаря (“скушноватый”), • - Скобарь (третий); а также этот тип наигрыша с названием Калинка (Великолуцкая); • - Калинка жалостная; в) Свадебная игра (“надельная”, “походная”, с плачем невесты); 2. Поздние наигрыши: • - Цыганская; • - Страдания; • - наигрыши под кадриль; • - Танцы: Коробочка, Краковяк, Полька; Вальс, Яблочко, Па-д-эспань; Специфическую форму игры на скрипке представляют упоминания о том, что раньше могли играть “как голосом”, “как невеста плачет”, “по петушиному”, “как собака лает” (Тверская обл.). Это оказывается особенно интересным в связи с толкованием скоморошеской традиции и народного театра, и требует специального исследования. Таким образом, используя как исторические (археологические, иконографические, литературные источники), так и современные источники (фольклорно-этнографические) мы можем более точно, корректно реконструировать гудошную традицию. Более того, живой фольклорный материал открывает новые направления исследования, раскрывает возможность более детального ее изучения через современную традицию скрипичной игры в районах Псково-Тверского пограничья. Современные экспедиционные записи включают данную традицию в реальный контекст, в конкретные жизненные условия, дают возможность восстановить технологию изготовления и органологию древнего инструмента по описаниям современных самодельных смычковых инструментов, более точно охарактеризовать постановку и приемы игры на гудке. Изучение системы наигрышей позволяет “озвучить” древнерусский гудок и таким образом реконструировать звучание целых пластов древнерусской музыкальной культуры, связанных с гудошной традицией. Кроме собственно музыковедческих задач, реконструкция данной традиции позволяет рассмотреть еще ряд культурологических проблем, связанных с мужской традиционной культурой. Так, в области исполнительства на музыкальных инструментах мы обнаруживаем взаимосвязи со специфическими для мужской традиции формами фольклора, поскольку и система наигрышей (“под драку”), и мужские пляски (типа “ломаний”), обладая своими характерными особенностями, выполняя свои определенные задачи, оказываются корневыми, архаичными, типологически устойчивыми элементами в системе мужской традиционной культуры. А ещё мне попались ссылки, наводящие на размышление... http://community.livejournal.com/petrushka_cult/1565.html http://community.livejournal.com/petrushka_cult/ Вот роль балаганных театров, Петрушка - персонаж как таковой... Оказывается, у него тоже своя метафизическая роль.

Еленя: Петрушка

Ословия: Здравствуйте гости дорогие. Еления поздно я зашёл. Спать уже зовут. Ложитесь тут у нас для гостей перина и подушки. Про жизнь Скоморохов ещё поговорим. Еленя пишет: одеяние, особенно головной убор... А то да. Говорятчто у духовных людей чтото Рогов такое есть. Что они могут означать пока не знаю. Спокойной ночи

Ословия: Нашёл книгу в сети.http://www.ec-dejavu.net/s/Skomoroh.html Какото умный дядька окунулся в народную культуру Е. П. Фрэнсис. Скоморохи и церковь С. Е. Юрков «Смеховая» сторона антимира: скоморошество Юрков С. Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI-начало ХХ вв.). СПб., 2003, с. 36-51. Средневековый народный смех, пародийные травестии — целиком принадлежат области антимира, «перевернутости», что и определяет их специфику. Русский принцип пародирования связан со следующей схемой. Весь универсум подразделен на мир настоящий, благополучный, организованный, мир собственно культуры, и противостоящий ему мир антикультуры, устроенный по закону «обратности»: неустойчивый, неблагополучный, мир спутанных семантических связей и неупорядоченной знаковой системы 33. Семантический хаос делает этот последний мир дурацким, абсурдным 34. Нужно отметить, что постулирование абсурда в его абсолютном выражении, в «чистой» форме, в качестве мировоззренчески устойчивой альтернативы смыслу, едва ли было возможно для культуры средневековья. Поэтому антимир попадает в зависимость от мира осмеиваемого, копируемого им, как его воплощенная противоположность. Если мир культуры характеризуется довольством, приличием, святостью, т.е. обладанием должного (нормы), то его антипод — мир нищеты, богохульства, бесстыдства, его «антигерой» — гол, бос, бесцеремонен. Этот мир худших проявлений реальности, мир зла 35 (именно отсутствие тотальности абсурдизации и позволяет придать ему аксиологическую оценку, т.е. квалифицировать в данном случае как злой), недолжного, который сам по себе к смеху совершенно не располагает. Его зависимость от мира нормы также проявляется через допущение имплицитного присутствия некоего идеала, который потерян, и относительно которого и производится конструирование негативности антимира. Пародийный герой не просто не имеет, а «лишен» того, чем располагал ранее в качестве субъекта нормального мира. Именно лишенность в данном случае деструктурирует нормальный мир. превращая его в свою противоположность. Нехватка свидетельствует о неполноте, начинающейся дестабилизации, делает его структуру подвижной и открытой. Ситуация простого «неимения» означала бы завершенность, констатацию факта, но не изменчивость, нестабильность. «Лишенность» же есть противление героя сложившимся обстоятельствам, квалификация их как «не нормы». «Лишенность» превращает ситуацию в аномалию, в «ненормальную» в виду знания норм. С одной стороны, она отсылает к миру исходному, миру нормы, напоминая о разрушении последней. С другой стороны, она ставит производный аномальный мир в связь к своему прототипу, создавая динамику напряжений. «Лишенность» есть акцентация ущербности системы, тень ускользающего смысла, и вместе с тем аллюзия на вероятность нормы, благодаря чему и выявляются отклонения от нее. Чтобы выглядеть смешным, «кромешный» мир должен быть безопасным, дистанцированным от мира действительного. Для эпохи русского средневековья дистанцированность обеспечивается перевернутостью нормальных отношений, семантических связей, раскрывающих «кромешный» мир как нереальный, несуществующий Если по правде я не чё не понял

Росинка: Ословия пишет: Если по правде я не чё не понял А чё ты хотел?Нормальная нучная статья -смысл теряется в дебрях научных терминов. А вот у меня вопрос возник.На Елениной картинке Петрушка с ушками,как у эльфика.Откуда такая традиция пошла? Откуда у Петрушки такие ушки?

Росинка: Скоморохи. [img][/img]Фотоаппарат,правда слабенький,не судите.Но зато как душевно в роль вошли! Веду музыкальный фольклорный кружок.

Ословия: УРА Росинка. Новых скоморохов привела !!!!!!!! Теперь нас трое

Ословия:

Слава Бо: узрейте, ибо... дорожные видемопотешки! [rut]http://rutube.ru/tracks/2731002.html?v=628cadcb889847bb16a84569943d9db3[/rut]

Слава Бо: [size=20px]ВАКУУМНАЯ ПОЭЗИЯ принцип: последняя строчка в 4-ростишье является - начальной для нижеследуюшей строчки. ЗАГОТОВОК - ЗАГОЛОВОК Эй! Привет, давитель мышек! Ты, наверно, очень хочешь Побалдеть над этим текстом, Спинкой красной округлиться Глазом шоркнуть по экрану Я мешать тебе не стану Отрывайся сколько можешь. [center]ИСТОРИЯ БЕЗ НАЧАЛА И БЕЗ НАЧИНАНИЯ [/center] в этой бредни много истин много мха в заросших соснах также глупости и фальши как в игре на фортепьяно оставаясь вечно пьяным житель мелкого селенья нажимал ногой педальку издавая уйму звуков из под крышки инструмента вылетала птичка качик тем кто любит слушать песню приходилось туговато пробегала трусовато по железному настилу истеричка-электричка не любившая всех птичек что на форточке зимою прилетают приземлиться забывают про домашних и нескромно просят чаю представители селенья им отказывают гордо в этой радостной земле или радости земной много птичек много пепла я их всех конечно знаю если у тебя лопата сердце пламенное в кедах приходи ко мне пороем покидаем в небо пепел тех безумно глуховатых на одно кривое ухо птичек что летают в небе [center]ИСТОРИЯ БЕЗ НАЧАЛА И БЕЗ НАЧИНАНИЯ [/center] самым лунным из созвездий приковался к жирной почве житель мелкого селенья не узнал поотдаль не узрел по ватным кедам стрелкой поезда, оглоблей он приветствовал обоих светлой радостью быть вместе струнным звуком из сортира деревяным миром, песней повстречались два сомненья в неудачной с виду пьесе то как мелкий житель ...лава объезжал его руками чтобы с чувством веселиться и как можно оторваться на лунатике без шлема лишь веревочка болталась означала символ веры что он выжил в подземелье из последнего сознанья вылетало грустно эхо о безвременной кончине всей теперешшшней массовки посижу в гостях у Вовки он наклождет, чай, вина самовару изготовит из лунатного шлема что на жердочке болтался очень смелый гражданин мелкорослого селенья без штанин наверно трудный был на подступ магазин и безумная корова отыскала в кедах мину взрыв поймал тот гражданин покраснел от утесненья гадких жителей селенья захотелось выйти месту, по деревне вышел звук Что приехал надзиратель пожиратель всех наук составитель гороскопов а на деле просто Ж у к В ПОИСКЕ ПИВНОГО БАРА ЗАЛЕТЕЛ В ПОРОЧНЫЙ КРУГ [/size] [right]дата созидания: какое-то прошлое тысячелетие[/right]

Капитолина: http://www.youtube.com/watch?v=Gr2YbdwiJ6E

Ословия: Здравствуй Капиталина. Кап Кап , дождик пошёл

тяпа: Здравия! А я под дождиком побегала! Всех целую - опять в больницу собираюсь, увольнительная закончилась!

Капитолина: http://www.youtube.com/watch?v=Dzrx1_UuxzA

Росинка: Как поживаешь,Ословия?



полная версия страницы