Форум » Научный Институт Чародейства И Волшебства » ЗВУК » Ответить

ЗВУК

Асур: У-РА ЗДРАВИЯ ВСЕМ. Есть уже целая когорта литературы о том что в стародавние времена ЗВУКОВОЙ язык использовался токмо в исключительных случаях 1-ПРИ ОБЩЕНИИ С БОГАМИ (работа с Агрегатами) 2-При МЕТАМОРФОЗАХ Волшебстве. 3-И чуть позже в военных действиях. Война от слово ВОЙ. На этом видео показана явное взаимодействия с АГРЕГАТОМ.,- который имеет, по субъективным моим ощущением, не совсем позитивные краски (тем более используется звук "И". ) тем не менее для урока, можно это поглядеть а за одно и представить ..... и домыслить как ГРУППА БОЕВЫХ ВОЛХВОВ, В АККОРДЕ ЗВУЧАНИЯ ПАЛЯТ ТАКИМ ЖЕ СПОСОБОМ, ВОЙСКО НЕ ПРИЯТЕЛЯ. После просмотра роликов можно пропеть в резонансе звук "РА" Вообще тема перспективная сегодня уже поздно а завтро можно продолжить У-РА

Ответов - 43, стр: 1 2 3 All

БелоярЪ: В 1978 г. Под видом учений в Казахской ССР (я служил в метеочастях ВВС в Саратовской обл.), нас привезли в багословенную Абиссинию, в провинцию Огаден. Помогали Менгисту Хайле Мариаму, тамошнему революционеру - президенту строить истинный социализм в отдельной африканской стране. Подробности чуть попозже. т.к. у нас (инглингов) сегодня День Перуна, собираюсь на праздник.

БелоярЪ: На частотах от 1 до 3-х Гц человек чувствует сонливое состояние. 5 - 7 Гц вызывают в человеке безотчётное чувство страха. При длительном нахождении в диапазоне этих частот, например лётчики в грозовых облаках, может произойти резонанс (совпадение частот излучения головного мозга) и гибель человека. Учёные называют частоту 5 - 7 Гц ГОЛОС МОРЯ или ШЕЛЕСТ МОРЯ (подводные извержения, шум волн действуют на этой частоте, скорость распространения которой 11 - 14 км.\сек.) Во время военных действий иногда применяется излучение на этих частотах против противника (3,5 - 5 Гц), который в панике разбегается, ибо это инфразвуковые частоты. Заговоры обычно читаются на определённой частоте, с заданной ритмикой и амплитуда голоса влияет на поведение человека: заговор на частоте 20 - 200 Гц, так называемое ГОРЛОВОЕ или ГУСТОЕ ПЕНИЕ улучшает общую работу сердца, наводит в Душе покой; частота 50 Гц наводит подавленное состояние, а частота в 60 Гц способно его снять; при частоте 220 - 230 Гц начинается повышенное давление и перебои с сердцем; обычное пение (нота ля) - 400 - 1000 Гц (человеческое ухо воспринимает от 20 до 20.000 Гц) Телевизоры работают в основном на частоте 100гц - утомляемость гнлаз и нижних чакр, но возбудимость и внушаемость от рекламы, которая даётся на частотах до 250 Гц. Последние модели мониторов работают на частоте 250 Гц, т. е. ЛЮДЕЙ МОЖНО ПРОГРАММИРОВАТЬ, Массовая поп - музыка воздействует только на нижние чакры и духовное развитие человека не повышается, Электронная музыка без текста не несёт в себе образа; рок - музыка достигает творческих чакр (солнечное сплетение); классическая музыка стоит на более высокой ступени и воздействует на горловые чакры; выше её - традиционная народная музыка, воздействующая на высшие духовные и душевные чакры. Любая религия ДВУХСОСТАВНАЯ: 1. информационно - энергетическое оружие или НЕЙРО - ЛИНГВИНИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ - НЛП; 2. инфрмационно - энергетическая защита. НЛП воздействует на подсознание через эмоции, жесты, поступки, речь. Излучения определённых цветов влияют на поведение человека: красный - раздражение. опасность; жёлтый - сосредоточение, внимание, концетрация; зелёный - покой, успокоение; синий - духовность, расслабление; белый - чистота, умиротворение; чёрный - всепоглощение, тьма, настороженность.

Асур: У-РА ЗДРАВИЯ И МОГУЩЕСТВА БелоярЪ


Ksandor: ок! а за песенку спасибо, настоящее чудо!

Ksandor: ок! а за песенку спасибо! настоящее чудо!

лапся: Здравия всем! Вопрос зомбирования особенно остро стоит в РПЦ. Есть передача 25-й час (уже впечатляет!), она идет по Московскому каналу (общий у нас 3-й) и там разные рубрики, одна из них "Ночной гость". В одной из передач выступал старший офицер Гундяев, в то время он был в должности митрополита и вот по его благословлению стали славить бога на рок-концертах (со слов Гундяева, я не вижу ничего плохого в том, что молодежь вспоминает бога на концертах, какаяя разница где? - это не дословно). Картина ужасающая, концерт то ли Кинчева, то ли еще кого-то из этого направления, рёв звуков (описывать не надо, надеюсь!), солист во время "пения" орет "Я верю в бога", направляет микрофон в зал и зал в совершенно каком-то сатанинском порыве взвыл "Я верю в бога!!!!!!!!!!!!!!!" От этого у меня мурашки табуном побежали по телу и совершенно счастливый Гундяев! ДОНЁС ПАСТЫРЬ СЛОВО БОЖЬЕ В МАССЫ!!! Это терроризм в отношении наших детей и молодежи, в этом плане африканские колдуны стоят на несколько порядков выше нас, в свой огород они разных козлов (пардон, я животных не обижаю!) не пускают! А более мягкое воздействие у кришнаитов, это когда они поют "Кришна Рама!", ой, завораживает ведь!

РОДЪ: ЗДРАВИЯ ВСЕМ!!!! Для пробы скачал один из ц.наркотиков попробывал -ни чего не ощутил,но перед этим вбил себе в голову что покайфую и стало страшновато а вдруг подсяду Прослушал и так и так ............только пятка почисалась и на секунду голова напряглась и распряглась уши стало резать но ни чего другого ...... Короче не торкнуло............думаю фуууууу У-У-РА РА не подсяду!!!!! Я так понял что есть восприимчивые и нет к этой самой наркоте(как и в жизни)!!!!!СЛАВА БОГАМЪ НАША!!!!!

Асур: У-РА ЗДРАВИЯ ДРУГИ И ДРУГИНИ. РодЪ, кайф во время прослушивания "цифровых наркотиков" всего лишь побочный эфект. Воздействие происходит,на другом уровне. НЕ В СЛЕДСТВИИ, (где кайф и физическое восприятие МИРА),а В ПРИЧИНе,-где ФОРМИРУЕТСЯ сама матрица человека. По этому воздействие происходит,не только когда ты "попробывал",но да же и когда ты об это забыл. И ни только на тебя,но и на предков и потомков. Можно сравнить с "ПРИВИВКОЙ"", которая в последствии ни чего хорошего не принисёт. Вот к примеру другая ПРИВИВКА. Так называемые "Круги на полях" Это не просто "КРУГИ И ПОСЛАНИЯ высших сил" ...это плановое ВНЕСЕНИЙ ИЗМЕНЕНИЯ В ЭГРЕГОР СЕМЛИ. Хотя казалось бы трава примятая и ни чего больше. На самом деле всё "ИНТЕРЕСНЕЙ" и вовсе не позитивно. Альтернативой могли бы быть СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ,какие быи у наших предков,но таковых не предвидится. Народ занят "тайным правительством" и жидо массонами Если слушать,приРОДные звуки. Ветра,грозы,шум моря, то происходит обратный эфект. УПОРЯДОЧЕВАНИЕ, а не ХАОС. СЛАВА ЖЕЛЮ

Яворад: Альтернативой могли бы быть СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ,какие быи у наших предков,но таковых не предвидится. У-РА вам Други,а почему не предвидется,можно высаживать их))) У-РА Яви

Владимир: РАСКРОЙТЕ БЕЗГРАНИЧНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СВОЕГО ГОЛОСА Опровергаются введенные М.Гарсия-сыном более 150 лет назад принципы постановки голоса, считающиеся азбучными истинами (глубокое дыхание, опора на диафрагму), Предлагается новая нейробронхиальная теория голосообразова-ния и на ее основе, апробированная в течение 8 лет, не имеющая аналогов, методика настройки (развития) голоса. Овладение методикой не требует никаких предварительных знаний и навыков. Первый из трех секретов - это источник звука. Этим источником является наша бронхиальная система. Трахея - это низы, главные бронхи - средние звуки, а мелкие бронхи -высокие звуки. Умение настроить и распорядиться этой системой - святая святых всех самых выдающихся певцов. Это наши Шаляпин и Собинов, итальянцы Гарсиа-старший, его дочери Мария Малибран и Полина Виардо, Маттиа Баттистини, Бениамино Джильи, Марио Ланца, Има Сумак, которой уже за 90, а она всё еще поет и как поет! Возможно, и другие, но менее известные певцы владели или владеют этим секретом. Этот триединый голос, которым обладали вышеназванные певцы и,о котором мы в дальнейшем более подробно поговорим, есть не что иное, как духовой оркестр, а точнее, своеобразный орган с трубками разного диаметра и длины. Подробно об этом мы будем говорить в следующей главе, посвященной главному секрету настройки голоса. Пока же примите на веру, что источником звука являются не голосовые связки, а бронхи или на простом понятным языке - грудной резонатор, или грудь. Вывод: надо говорить и петь грудью, а не горлом. Вывод простой, но как этого добиться? Мы знаем, что каждая функция в организме имеет свой материальный носитель - анатомическую составляющую. Все беды с управлением голосом пошли от Гарсиа-младшего, о чём мы еще будем подробно говорить. Как правило, одна ошибка тянет за собою другую, та - третью и так далее по принципу снежного кома. Серьёзная ошибка в объяснении природы носителя звука связана с неправильным пониманием роли ближайшего соседа гортани - трахеи. До гортани звук идет помимо нашей воли, этот звук обладает бесчисленными сокровищами, но на последнем отрезке своего пути он встречает препятствие в виде гортани. Как правило, все полагают: раз источник звука - голосовые связки (будем придерживаться традиционного, более научно обоснованного и понятного термина), а они расположены в гортани, значит, для управления звуком надо учиться управлять гортанью. Самый наш большой теоретик вокала Дмитриев всё к этому и сводит. Правда, на практике эту теорию он почему-то не подтвердил. Некоторые драматические артисты и певцы к извлечению звука из глубины организма, т.е. из бронхов, пришли эмпирически - гортань (горло) они сделали только проводником звука. Вот этому-то и надо научиться: отключать горло от голоса, то есть сделать его только проводником. Иначе говоря, из трахеи и гортани мы должны образовать составную трубу, своего рода раструб, нижняя часть которого - источник звука, а верхняя, наподобие воронки - его проводник. Те, кто наблюдали поющего Шаляпина, отмечали, что не могли "отделаться от представления об этом огромном поющем раструбе". Чтобы этот раструб заработал, необходимо опустить вниз гортань и увеличить пространство, соединяющее гортань и трахею. Самый близкий аналог - блок-флейта. Музыкант соединяет два или более блоков, и инструмент звучит как одно целое. Это же должны делать и мы. Тому, как научиться это делать посвящен первый урок. Еще раз заостряю внимание на прямой зависимости качества голоса от качества соединения гортани с трахеей (открытие "второго рта"). Сумеете добиться поставленной цели — большая часть дальнейшего успеха обеспечена. Здесь главное - захотеть. Природа сама начнет помогать вам восстанавливать то, чем вы уже обладали от рождения. Сказанное выше известно очень малому кругу специалистов и, на мой взгляд, является одним из главных "профессиональных секретов" людей с хорошо поставленным голосом. Также как при закрытой крышке рояля невозможно на нем играть, также нельзя говорить и о каких-либо дальнейших достижениях в настройке голоса, если нет необходимого соединения между гортанью и трахеей - иначе говоря, если не открыт "второй рот" (пространство между корнем языка и стенкой гортани). Вывод: голос помещен в систему самонастраивающихся труб разной длины и диаметра. Второй секрет настройки голоса: малое дыхание. Прежде всего это относится к дыханию, которое чутко и тонко регулируется вегетативной нервной системой с помощью гладкой мускулатуры. Сколько человек погибло и продолжает погибать от неверного понимания механизмов дыхания. При этом многие ссылаются на индийских йогов и на Гарсиа. Принято считать, что единица измерения работы произвольной мускулатуры выражается в килограммах, в то время как единица измерения работы гладкой мускулатуры - какие-то доли грамма! Мышцы живота и грудной клетки, диафрагма развивают усилия у большинства певцов до многих десятков килограммов. Многие певцы по прилагаемым усилиям сравнивают пение с работой дровосека, гребца или пловца. Большинство педагогов своим ученикам предлагают развивать дыхательную мускулатуру с помощью плавания или гребли. Мембрана трахеи в живом организме, согласно нашей гипотезе, приводится в колебание гладкими мышцами с помощью импульсов вегетативной нервной системы, запускаемой (регулируемой), в свою очередь, центральной нервной системы (например, при сильном стрессе человек может издать такой сильный звук, наличие которого ни он, ни его знакомые никогда не подозревали). Когда же будущего певца обучают так называемой опоре дыхания, различным типам управления произвольной дыхательной мускулатурой (так называемые типы певческого дыхания), то это, на наш взгляд, не что иное, как грубейшее вмешательство в тончайшую систему, отрегулированную природой за сотни миллионов лет эволюции. Естественно, что это в принципе не может дать положительного результата. Обучение пению, основанному на этих принципах, равносильно обучению тому, чтобы успешно проводить сложнейшую полостную операцию с помощью пилы и топора. Таким образом, главный секрет пения Шаляпина и других выдающихся певцов находится в полном соответствии с природой звучания голоса человека. Итак, человеческий голос порождается воздухом, находящимся в бронхиальной системе, - с помощью мембранозной части трахеи, которая приводится в колебательное состояние гладкой мышечной тканью, регулируемой вегетативной нервной системой, в свою очередь, управляемой центральной нервной системой. Возникший в бронхиальной системе звук в голосовой щели модулируется (преображается), т.е. механизм раскрытия и закрытия голосовой щели с помощью голосовых связок (складок) задает звуку частотную характеристику. Этот процесс, как это доказал Р. Юссон (1950), регулируются центральной нервной системой. Предлагаемая гипотеза, описывающая природу человеческого голоса, имеет и косвенное подтверждение: так, в онтогенезе человека мы наблюдаем известную картину: новорожденный младенец, не имеющий силы даже поддержать свою головку, издает такой чистый и сильный звук, что повергает в недоумение не только своих родителей, но и специалистов по вокалу. Громкость голоса новорожденного может достигать 110 децибел, что перекрывает громкость звучания симфонического оркестра. Этот факт вокальная наука почему-то стыдливо обходит стороной. Такая же картина наблюдается и при обучении пению (знаю не только по рассказам пострадавших и по имеющимся литературным данным, но и по собственному опыту); особенно показательны случаи у не знающих нотной грамоты. До обучения пению - прекрасный, льющийся голос. После обучения -почти полная его потеря. Возвращаясь к природной целесообразности явлений, в том числе и голосовой функции, особенно подчеркнём, что в основе потери голоса, прежде всего, лежит подход к звуку человеческого голоса как физическому явлению с вытекающими отсюда последствиями. Но в живой природе, повторим, действуют совершенно другие закономерности образования звука. Встроенный в живой организм, механизм образования звука является настолько тонким, что любое усилие, осуществляемое с помощью произвольной мускулатуры, и диафрагмы в том числе, нарушает тончайшие природные образования и до неузнаваемости искажает звук. У человека анатомически легко наблюдается, что мембранозная часть трахеи, при усилении воздушного давления на неё, начинает прилегать к передней стенке пищевода, что приводит к искажению звука вплоть до его полного исчезновения.(рис.З) Непонимание механизмов образования звука заставляет вокальных педагогов кидаться из стороны в сторону в поисках "золотого ключика", который видится в изобретении всё новых и новых приёмов и школ. Теперь возвратимся к выдающемуся, но недооцененному ученому Леониду Дмитриевичу Работнову. Из его трудов следуют два ценнейших практических вывода. Вывод первый: глубокое дыхание губительно для голоса. Вывод второй: гласные звуки (а следовательно, слова и фразы, т.е. информационная составляющая звука) должны быть определенными, чёткими, неразмытыми (вот она природная, сигнальная целесообразность!). Только в этом случае происходит скоординированная работа всех звеньев голосового механизма - давления в бронхиальной системе и положения голосовых связок. Ну и последний, убийственный аргумент против старой теории голосообразования. Почему-то никто из исследователей не принимает во внимание факт наличия в человеческом организме не только двух принципиально разных мышечных систем, но и двух принципиально разных механизмов их функционирования, о чем мы вскользь заметили ранее. Те мышцы, которыми мы управляем, обладают быстродействием в сотни, в тысячи раз большим, чем те мышцы, в работу которых мы не должны вмешиваться (отчего природа и запрятала их подальше от нас - во внутренние органы). Необходимо понять, что дыхание построено на тех же принципах, что и работа всех внутренних органов, и что сознательное, механическое управление дыханием убийственно для организма и для голоса. Опять призовем на помощь эволюционные принципы, на чем настаивал выдающийся отечественный физиолог Л.О.Орбели. Дыхание - главная функция организма, обеспечивающая выживание индивида, т. е. одного представителя вида. Пять минут без дыхания - и человека нет. Голос - это, прежде всего, видовая функция выживания всего вида. В самом деле, каким образом вид или популяция строят стратегию выживания? В первую очередь, с помощью звуковых сигналов. Прежде всего, это оповещение об опасности: сигнал одного индивида спасает остальных представителей популяции. Итак, голос и дыхание природа соединила вместе в одном органе, в очередной раз доказав свою мудрость. Она, по сути, дала главную подсказку: голос той же природы, что и дыхание. Повторим, что природа совместила две самые свои сокровенные функции в одном органе, тем самым как бы свидетельствуя об огромной важности голосовой функции, её надёжности, долговечности и зависимости от законов дыхания. Поэтому природный звук носит протяжный, не дискретный характер и голос не должен иметь регистровой пестроты. И когда педагоги обучают ученика искусственным приемам звукоизвлечения, то, на самом деле, происходит навязывание механической модели голосообразования. Отметим, что в настоящее время Бутейко В.П. и его последователями доказано, что глубокое дыхание очень пагубно воздействует на все системы организма и большинство заболеваний связано именно с избытком кислорода, поступающим в организм при глубоком дыхании. Поэтому при выполнении упражнений по нашей методике, построенной на поверхностном, малом, неглубоком дыхании обучающиеся отмечают, что они не только не устают после этих упражнений, но, напротив, испытывают прилив бодрости и сил. Стрельникова в Большом театре восстанавливала голос певцам с помощью малого дыхания, а не тех упражнений, которые всюду практикуются: частые сильные вдохи-выдохи. Хочу предупредить читателя: если вы хотите сохранить здоровье, то не вмешивайтесь в дыхание. Вивекананда - автор Раджи-Йоги, основанной на дыхательных упражнениях, прожил 43 года, Алчевский, автор дыхательных таблиц для певцов (глубокие вдохи-выдохи, доходящие до двух с половиной минут) кончил жизнь в сумасшедшем доме. В начале 80-х годов мне дали прочитать машинописный перевод одного из западных научных центров. Это был отчет о результатах исследований сотен лиц, практиковавших длительное время полное дыхание йогов и другие дыхательные упражнения с целью выйти на высший уровень - Самадхи. Оказалось, что те, кто считали, что добились поставленной цели на самом деле, заработали шизофрению глубокой степени. Авторы также установили, что у всех наблюдаемых был полностью расстроен дыхательный центр. Третий секрет настройки голоса: интонация управляет голосом Голосовые связки (складки) - волокна сложной структуры, осуществляющие закрытие и открытие голосовой щели, что обеспечивает изменение частотной характеристики звука, но не порождение самого звука (при удалении гортани и, соответственно, голосовых связок полной потери голоса не происходит). Новые (рабочие) термины и понятия "Второй рот" - пространство между корнем языка и стенкой гортани. Цель открытия "второго рта" - включить грудной резонатор, иначе говоря, создать инструмент для полноценного звукоизвлечения. "Второй нос" - пространство в глубине носа, так называемые в гайморовы пазухи. Цель открытия "второго носа" - подключить головной резонатор. Это позволяет облагородить звучание "инструмента". Для этого необходимо сосредоточить внимание в глубине носа (в гайморовых паузах). Этому может способствовать легкий, точнее легчайший вдох, как будто вы вдыхаете нежнейший запах, а также раздувание ноздрей при вдохе - прием, к которому часто обращался молодой Шаляпин. Напоминаем, что при открытии "второго рта" происходит включение грудного резонатора. При открытии "второго носа" происходит включение головного резонатора. одновременном открытии "второго рта" и "второго носа" грудной и головной резонаторы соединяются и работают как одно целое. Поэтому качество звука целиком зависит от того, насколько вы преуспеете в овладении этими новыми для себя навыками. Слышу вопрос: "сколько времени требуется на освоение навыка урока? Сколько раз в день надо заниматься голосом?" Каждый урок построен таким образом, чтобы весь его объем укладывался в 30-45 минут. Затем, если вы будете регулярно работать 2 раза в день по 1 5 минут, то за неделю навык урока закрепится и можно будет переходить к следующему уроку. Освоение речевого курса займет 10-15 недель. Перевод речи в пение займет 30-40 недель. Если вы будете последовательны, то через год сможете петь и доставлять удовольствие и себе, и слушателям. Для того чтобы при выработке нового навыка добиться хотя бы минимального эффекта, упражнение необходимо повторить 8 раз. На это уйдет от 5 до 10 секунд. Внимание эффективно работает в среднем 15 минут. Слышу еще вопрос: "Можно ли заниматься более 15 минут?". Отвечаю: "Необходимо сделать перерыв на несколько минут. Ваше внимание отдохнет, и тогда можно продолжить". Если заниматься, как некоторые музыканты или певцы, которые часами тренируют так называемую технику, то ничего хорошего из этого не получится. Происходит механическое усвоение материала, что весьма нежелательно, так как усиливает механическую модель звуковоспроизведения. Фундаментальные навыки - открытие "второго рта" и выработку примарного тона - можно и нужно практиковать, как только представиться возможность. Например во время ходьбы (напоминаю, что на улице для вас это будет своеобразной охранной грамотой), стояния в очередях, в транспорте, на собраниях и в тому подобных случаях. Доречевой уровень ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ФАЗА ДЛЯ ВСЕХ УПРАЖНЕНИЙ Для достижения успеха в занятиях очень важен соответствующий психологический настрой. При выработке нового навыка необходимо отвлечься от текущих забот и желательно несколько раз мысленно произнести: "Мой голос становится благозвучным и каждым своим звуком оказывает благотворное воздействие на весь мой организм". После этого необходимо войти в состояние подтянутости в прямом и переносном смысле. В прямом смысле означает подтянуть живот вовнутрь, как это делается у военных по команде "смирно" (диафрагма становится неподвижной и не повышает давление воздуха в бронхах), в переносном смысле означает, что внимание должно быть сосредоточено на правильном выполнении упражнения. При этом все остальные мышцы (прежде всего горла) должны быть расслаблены, как при аутогенной тренировке. Дыхание легкое, поверхностное, естественное, все мышцы, в первую очередь горла и артикуляционной системы, расслаблены. Только при выполнение этих условий голос "напрямую" связывается с психикой, как у всех без исключения животных и у всех новорожденных детей, а также у взрослых людей в моменты сильнейших душевных потрясений и у отдельных очень редких счастливцев, не потерявших природную постановку голоса. Правило для всех упражнений Выполнение: расслабить горло, сделать скрытый зевок (по мере практики, гортань сама по себе опускается вниз 1-3 см), но при этом надо почувствовать, как корень языка отходит от стенки гортани и при этом образуется пустое пространство (дыра) -"второй рот". Этот "второй рот" является своего рода рупором, и надо научиться держать его открытым, так как именно он является переходным устройством между трахеобронхиальным деревом - источником звука - и гортанью (трахея определяет низы, два главных бронха определяют средние звуки, а мелкие бронхи ответственны за верхние звуки). Первый секрет связан со снятием зажимов в гортани и ее расширением для того, чтобы улучшить соединение гортани с трахеей. Без хорошего соединения не может быть и речи о благозвучном голосе. Звук не может выйти их трахеи и из-за этого становится зажатым. Иначе говоря, вначале мы должны научиться извлекать звуки грудью, а не горлом, после чего с помощью нового механизма звукоизвлечения - научиться говорить, а затем и петь. Первый урок самоучителя полностью посвящен этой проблеме. Вот суть первого урока. Урок 1. Улучшение соединения между трахеей и горлом (открытие "второго рта") Цель урока - улучшить соединение надставной трубы (горла) с основной трубой (трахеей), иными словами, создать "инструмент" - 8 упражнений: 4 в статике + 4 в динамике. То, что мы называем улучшением соединения, открытием "второго рта", в науке о голосе называют "принципами расширения и эластичности" и связывают не с природой явления, а с труднопроизносимыми именами теоретиков, что приводит к путанице. В данном случае проще и целесообразнее сравнить гортань и трахею с трубой, состоящей из двух составных трубок разных длин и диаметров. Длина одной трубы (трахеи) приблизительно в пять раз больше другой (гортани) и ненамного шире (на 20- 25%). Ясно, что воздушное сообщение между трубами будет идеальным, если в месте стыка труб не будет никаких перегородок или иных препятствий. Идеальным аналогом этой конструкции является устройство блок-флейты, диаметры составных частей которой совпадают. И поэтому звук, свободно проходящий по внутренним пустотам флейты, является "не зажатым" и звучит инструментально. У человека между основной трубой (трахеей) и надставной (гортанью) имеется перегородка в виде корня языка. Эту перегородку мы постоянно ощущаем, произнося заднеязычные согласные К и Г. Особенности их произнесения в русском языке мешают ему быть таким же звучным, как украинский язык, в котором гласная Г звучит так же, как X с голосом, что и делает украинскую речь такой звонкой и певучей. Одной из самых главных проблем восстановления природной постановки голоса человека является увеличение пространства между задней стенкой гортани и корнем языка, на что и направлен первый урок. Предлагаемые четыре упражнения не только улучшают соединение гортани с трахеей, но и направлены на расширение спектра ощущений, способствуя тем самым более быстрому и прочному освоению этого важнейшего навыка. Мы привыкли считать, что чем шире открыт рот (челюсть), тем лучше для голоса. Однако это не так. Напротив - широкое открытие рта приводит к зажиму мышц гортани, и воздух (звук) из трахеи проходит в гортань не широким потоком, наподобие полноводной реки, а узеньким ручейком. Про такой голос и говорят, что он зажатый. Причина - в плохом соединении трахеи и гортани. Их правильное соединение - половина успеха в формировании идеально звучащего голоса. Для того чтобы уменьшить этот зажим, а затем избавиться от него, необходимо во время выполнения всех упражнений курса держать "второй рот" (то место, где вы зеваете) открытым. Соответственно "первый рот" открыт на 1-3 см (мизинец не должен проходить сквозь зубы). Понаблюдайте за артикуляцией известного киноактера Юрия Яковлева в кинофильмах. "Первый рот" почти полностью закрыт, но при этом какое богатство тембров и возможность говорить в высочайшем темпе без потери четкости произношения! Этот пример - эталонное положение открытия "второго рта". Начинаем: Эти упражнения можно делать в любом положении: лежа, сидя, стоя, во время ходьбы. Выполнение: расслабить мышцы горла. При этом под действием собственной тяжести опустится нижняя челюсть и гортань (постоянно следим за тем, чтобы кадык был опущен), корень языка отойдет от стенки гортани, расширится глотка, опустится нёбная занавеска, произойдет так называемый естественный скрытый зевок (при этом положении гортани голос является открытым, глубоким и широким). Чтобы не путаться в терминах, на будущее договоримся, что "второй рот" по определению всегда во всех упражнениях открыт и изменение в положении рта относится ко рту, понимаемому в традиционном смысле. Часто при познании чего-либо нового полезно использовать прием сравнения по противоположности (практическое применение одного из главных законов диалектики!). Противоположно открытию будет закрытие "второго рта". Это легко почувствовать, пытаясь произнести непрерывно согласную "К". Это не удастся сделать, так как корень языка закрывает воздушный ход из трахеи. Таким образом мы легко ощущаем, что такое "второй рот" в закрытом положении. После этого легко ощутить открытие "второго рта": на легком зевке расслабляем мышцы горла и только. Статика: Упражнения 1,2,3,4 (понижение гортани, зевок в статике). Упражнение 1 - рот закрыт. Выполнение: опустить кадык (гортань), держать открытым "второй рот". Время выполнения — 1 мин. Упражнение 2 - рот полузакрыт, зубы сомкнуты, губы разомкнуты. Выполнение: опустить гортань (кадык), держать открытым "второй рот". Время выполнения -— 1 мин. Упражнение 3 - рот открыт, нос закрыт (пальцами). Выполнение: опустить кадык (гортань), держать открытым "второй рот". Время выполнения — 1-мин. Упражнение 4 — рот открыт, челюсти открыты на ширину не более, чем на 1-3 см. Выполнение: опустить кадык (гортань), "второй рот" держать открытым. Время выполнения — 1 мин. Динамика Упражнения 5, 6, 7, 8. Выполнение: отличие от упражнений 1, 2, 3, 4 — в темпе выполнения. Сейчас мы делаем эти упражнения в динамике — опускаем и поднимаем гортань (кадык), т.е. открываем и закрываем "вторрй рот" в четырех положениях в удобном для себя темпе по 1 мин. на упражнение. Общее время выполнения цикла из 8 упражнений - 8 мин. (Если вы думаете о выдающихся результатах, то выполняйте эти упражнения при каждом удобном случае - находясь в транспорте, на заседаниях и тому подобных публичных мероприятиях). Примечание: Уверен, что у всех выполняющих эти упражнения в большей или меньшей степени будет наблюдаться зевота. Это очень хорошо: гортань освобождается от спазм, в которых она пребывала до этого момента. Когда я придумал эти упражнения в мае 1994 года, то приступы зевоты у меня продолжались дня три-четыре - это происходило освобождение от зажимов, которые были наработаны в течение многолетних занятий "классическим вокалом". Урок 2. Выработка примарного (природного) тона голоса (фундамент голоса) Примарный тон голоса - это и есть ваш природный голос, это самый удобный звук, не требующий физических усилий. Близкими аналогами этого звука являются: а) непроизвольный тихий стон при недомоганиях или болезни (организм непроизвольно включает истинный природный голос, который является эффективной звуковой системой лечения, а также, добавим, и профилактики заболеваний); б) произнесение русского "ха" в наилегчайшем варианте (английского или немецкого h). При этом вначале происходит шёпотный звук (легкий шип), который переходит в тихий голос. Вы должны знать, что настраиваем мы на этих удобных звуках главный элемент нашей звуковой машины - трахею. Она извлекает низкие звуки. Настроить трахею - это значит запустить всю остальную систему. Трахея с помощью интонации будет запускать все остальные звуки. Вот это и будет новой звуковой моделью, к которой надо стремиться. Тихий, спокойный, без малейшего напряжения звук, идущий откуда-то из глубины, и есть ваш природный голос, или примарный тон. Упражнения, которые вам будут предложены, несмотря на кажущуюся простоту, не являются таковыми. Для правильного их выполнения на первых порах требуется абсолютная мобилизация внимания. Именно на этом упражнении происходит возврат к правильной, природной, психоакустической модели возникновения звука человеческого голоса и владение голосом без физических усилий. От того, насколько тщательно будет усвоен это урок, зависит успех всего курса. Об этом более подробно мы расскажем в научном комментарии. Вы должны знать, что мы настраиваем на этих удобных звуках главный элемент нашей звуковой машины - трахею. Она извлекает низкие звуки. Повторяю, что настроить трахею - это значит запустить всю остальную систему звукообразования. Трахея с помощью интонации будет запускать все остальные звуки своего рода духового оркестра, вложенного в нас природой. Вот это (звучание трахеи) и будет новой звуковой моделью, к которой надо стремиться. Подготовительные действия: 1) Создали орган (выполнили 1-2 раза комплекс упражнений из первого урока) -1-2 мин. 2) Втянули живот вовнутрь (поджать живот), убираем отрицательное действие диафрагмы. 3) Положили правую руку на грудь. Рука выполняет важнейшую контролирующую роль в образовании голоса в грудном резонаторе, и в этом отношении она более эффективна, нежели слух. (Заметим, что Шаляпин во время пения таким образом старался контролировать свой голос). 4) Ладонь левой руки поднесли ко рту. Контролируем выдох, следим, чтобы не было утечки воздуха. Должна ощущаться слабая, широкая, теплая воздушная волна. 5) Дышим, как удобно. Вдох через нос (во "второй нос") при открытом рте (расстояние между зубами - на толщину мизинца), "второй рот" открыт при выполнении всех упражнений, и это - аксиома. Надо только научиться его держать открытым без напряжения. Если почувствовали неудобство, то это сигнал о том, что активизировалась произвольная мускулатура. Прекратите упражнение и возобновляйте его при условии полнейшего мышечного комфорта (полного расслабления). Самый удобный вдох - через нос. Какая-то часть воздуха идет и через рот. Не надо зацикливаться на этом. Главное - удобство. Естественный вдох предполагает небольшое и неглубокое дыхание. Для певцов, утративших естественное малое дыхание, это непривычно. Им хочется вдохнуть больше воздуха, и поэтому их голоса резкие, натруженные, неприятные на слух. От этой вредной привычки надо освободиться. Им глубину вдоха надо уменьшать постепенно. Общее время подготовительных действий - 2-3 мин. Основные действия После установления малого дыхания начинаем добиваться произнесения самого удобного, легко произносимого звука - этот звук, как говорилось выше, напоминает стон или легкое русское "ха". Этот звук производим в четырех положениях рта: Основное положение: рот открыт (губы разомкнуты, зубы разомкнуты, но так, что мизинец между ними не пролезет). Рука на груди. 1-е подготовительное положение: рот закрыт (губы сомкнуты, зубы разомкнуты). Одна рука - на груди, другая рука (ладонь) - на голове. При этом положении происходит идеальное соединение грудного и головного резонаторов. 2-е подготовительное положение: рот полузакрыт (зубы сомкнуты, губы разомкнуты и активны, голос сквозь зубы). В этом случае голос очень близок к естественному, так как открытие губ рефлекторно помогает открытию гортани ("второму рту"). При широком раскрытии "первого рта" "второй рот", как мы обращали на это внимание, закрывается. Внимание сосредоточено на том, чтобы не допустить физического напряжения. 3-е подготовительное положение (применяется только при установке примарного тона): нос закрыт, рот открыт (для профилактики носовой утечки [воздуха], гнусавости следует добиваться, чтобы пальцы, которые зажимают нос, совершенно не ощущали воздушного давления). Другая рука на груди. Упражнения для выработки примарного тона голоса Упражнение 1 - рот открыт (основное положение). Выполнение: Рука на груди. Легкий вдох во "второй нос". Легко выдыхаем тишайший звук. Следим за отсутствием малейших напряжений. Время выполнения - 2 мин. Упражнение 2 - рот закрыт. Выполнение: Рука на груди. При этом положении, когда происходит идеальное соединение грудного и головного резонаторов, полезнее всего, чтобы одна рука была на груди, как и во всех остальных упражнениях, а вторая рука (ладонь) была на голове. Легкий вдох во "второй нос". Через нос легко выдыхаем тишайший звук. Следим за отсутствием малейших напряжений. Время выполнения - 2 мин. Упражнение 3 - рот полузакрыт. Выполнение: Рука на груди. Внимание сосредоточено на недопущении физических напряжений и некоторой разницы в вибрационных ощущениях в груди. Легкий вдох во "второй нос". Через нос и рот легко выдыхаем тишайший звук. Время выполнения - 2 мин. Упражнение 4 - рот открыт, нос закрыт. Выполнение: Рука на груди. Легкий вдох через рот. Легко выдыхаем тишайший звук, следим, чтобы воздух не "бил" в нос. Если была гнусавость, то очень скоро она исчезнет. Время выполнения - 2 мин. Упражнение 5 - (возврат "на круги своя") рот открыт (основное положение). Выполнение: Рука на груди. Легкий вдох во "второй нос". Легко выдыхаем тишайший звук. Стараемся почувствовать разницу в вибрационных ощущениях между упражнениями 2, 3 и 4. Время выполнения - 2 мин. Эти пять упражнений являются спасительным звуковым кругом, с которого необходимо начинать все дальнейшие звуковые действия. Это главные настройщики голоса и всех систем организма. Каждое упражнения выполняем по 2-3 раза. Продолжительность урока 2-15 мин. Вот этот тихий, спокойный, без малейшего напряжения звук, идущий откуда-то из глубины, и есть ваш природный голос, или примарный тон. В дальнейшем мы должны научиться изменять этот тон (интонировать), произносить, используя его, отдельные слова, фразы - иными словами, научится говорить своим (природным) голосом, а затем, если есть музыкальные и актерские способности, и петь, как это делал Шаляпин, т.е. соединять речь и пение воедино. Эти пять упражнений не только полезны для развития голоса, но они также расширяют чувствительность всех систем организма, делают нашу психику более тонкой и управляемой. Эти упражнения способствуют быстрому восстановлению сил, а также снимают возбуждение и напряжение со всех систем организма и могут стать прекрасным средством для восстановления здорового сна. Через день-другой эти упражнения можно выполнять во время ходьбы. Это будет лучше любой охранной грамоты.

Владимир: Урок 3. Интонирование (суть голоса) В упражнениях третьего урока мы должны сделать следующий шаг в формировании психоакустической модели извлечения звука. Именно теперь, когда мы разобрались в самом главном - в том, что звук не связан с физическими усилиями, -мы должны сделать важный шаг в развитии своего голоса. Это произойдет, если мы научимся поднимать тон также без физических усилий, как это мы делали при выработке примарного тона. Еще раз напоминаю о главном: во время упражнений мы думаем не о голосе, пускай он будет еле-еле слышным, а об открытии " второго рта", о расслаблении произвольной мускулатуры тела - и о малом, поверхностном дыхании. Только это поможет сформировать правильную, психоакустическую модель голоса. В дальнейшем голос будет вас слушаться и откликаться на любой ваш приказ: быть громоподобным или нежнейшим, как пушинка, и не теряющим тембральных красок. Прежде чем начать упражнения по выработке навыка интонирования, напомню 3 положения органов речи (два подготовительных и одно основное). 1-е подготовительное положение: рот закрыт." Второй рот" открыт (опущена гортань). Одна рука на груди, вторая рука (ладонь) на голове. При этом положении происходит идеальное соединение грудного и головного резонаторов. Дыхание (придыхание) - во "второй нос". 2-е подготовительное положение: рот полузакрыт (зубы сомкнуты, губы разомкнуты и активны, голос звучит сквозь зубы). "Второй рот" открыт (опущена гортань). Дыхание (придыхание) - во "второй нос". В этом случае голос очень близок к естественному. Внимание сосредоточено на недопущении физического напряжения во всём теле. 3-е основное положение: рот открыт (губы разомкнуты, зубы разомкнуты, но так, что мизинцу не пролезть), "второй рот" открыт (опущена гортань). Дыхание (придыхание) - во "второй нос". Рука на груди. Во всех трёх положениях постарайтесь почувствовать разницу в вибрационных ощущениях в груди. Урок начинаем с упражнений по открытию "второго рта" -1-2 мин. Затем выполняем упражнения по установлению примарного тона - 2-3 мин. После этого приступаем к третьему уроку. Упражнения в интонировании. Минимальное время выполнения каждого упражнения - 1 минута. Напоминаю, что все упражнения начинаются с легкого вдоха во "второй нос" и делаются всегда в трех положениях рта в указанной последовательности: закрытый, полузакрытый, открытый. Для того чтобы эффект от упражнений этого и последующих уроков был наибольшим, необходимо включить наше воображение. Надо представить себе, что вы находитесь в клинике, в больничной палате, и ваша челюсть забинтована так, что вы можете издавать только звуки. Всё ваше тело расслаблено. Вы хотите пить, и вам надо подозвать медсестру. Общие правила при выполнении этих упражнений: темп упражнений - удобный для вас. Постепенно увеличивайте продолжительность звука. Это очень полезно во многих отношениях. Во-первых, лучше закрепляется навык, во-вторых, вам самим будет приятно ощущать вибрации в груди, а затем и во всем теле и, в-третьих, это полезно для здоровья. Упражнение 1. Одиночный сигнал. Стон-просьба (звук, похожий на нечто среднее между "а-а" и "о-о"): одна рука на груди, другая выполняет жест, смысл которого: "Подойдите!". То есть при каждом поднятии тона свободной рукой вы делаете мягкий подзывающий жест и тем самым увеличиваете выразительность интонации за счёт игры воображения. Тон голоса вначале идет немного вверх, а затем опускается до удобного низкого уровня (ниже примарного тона). Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Упражнение 2. Двойной сигнал. Интонация несогласия. Представьте, что вам вместо сока принесли молоко и вы выражаете несогласие (двойной звуковой сигнал для передачи слов "не то, не то", похожий на "э-а"). Голос идет вверх и вниз в удобном диапазоне и темпе. Темп постепенно замедляется, а звуковысотный диапазон увеличивается. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Упражнение 3. Двойной сигнал с противоположным смыслом. Интонация согласия. Представьте, что вам принесли сок и вы своей интонацией даёте понять медсестре, что на этот раз она правильно поняла вашу просьбу (двойной звуковой сигнал для передачи слов "да-да", похожий на "ага"). Голос образуется так же, как и при несогласии, но интонация (смысловое значение) противоположная. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Упражнение 4. Тройной сигнал. Укачивание ребенка в колыбели. Тон поднимается, затем опускается и снова поднимается. Счет раз, два, три. Мысленно можно проговаривать:"Ба-ю-бай". Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Упражнение 5. После того как вы почувствуете, что овладели этим ритмом, вы можете увеличить продолжительность укачивания до счета 7. Последний, седьмой, сигнал так же, как и в упражнении 1, приходится на повышение тона. Мысленно можно проговаривать: "Ба-ю, ба-ю ба-ю - бай". Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Упражнение 6. Четырьмя короткими сигналами выражаете интонацию просьбы, после этого делаете короткое придыхание и повторяете упражнение. Формула: вдох, а-а-а-а, вдох, а-а-а-а и так далее. После того как система будет освоена, вам будет достаточно проделать это упражнение несколько секунд - и голос будет То есть при каждом поднятии тона свободной рукой вы делаете мягкий подзывающий жест и тем самым увеличиваете выразительность интонации за счёт игры воображения. Тон голоса вначале идет немного вверх, а затем опускается до удобного низкого уровня (ниже примарного тона). Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Упражнение 2. Двойной сигнал. Интонация несогласия. Представьте, что вам вместо сока принесли молоко и вы выражаете несогласие (двойной звуковой сигнал для передачи слов "не то, не то", похожий на "э-а"). Голос идет вверх и вниз в удобном диапазоне и темпе. Темп постепенно замедляется, а звуковысотный диапазон увеличивается. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Упражнение 3. Двойной сигнал с противоположным смыслом. Интонация согласия. Представьте, что вам принесли сок и вы своей интонацией даёте понять медсестре, что на этот раз она правильно поняла вашу просьбу (двойной звуковой сигнал для передачи слов "да-да", похожий на "ага"). Голос образуется так же, как и при несогласии, но интонация (смысловое значение) противоположная. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Упражнение 4. Тройной сигнал. Укачивание ребенка в колыбели. Тон поднимается, затем опускается и снова поднимается. Счет раз, два, три. Мысленно можно проговаривать:"Ба-ю-бай". Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Упражнение 5. После того как вы почувствуете, что овладели этим ритмом, вы можете увеличить продолжительность укачивания до счета 7. Последний, седьмой, сигнал так же, как и в упражнении 1, приходится на повышение тона. Мысленно можно проговаривать: "Ба-ю, ба-ю ба-ю - бай". Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Упражнение 6. Четырьмя короткими сигналами выражаете интонацию просьбы, после этого делаете короткое придыхание и повторяете упражнение. Формула: вдох, а-а-а-а, вдох, а-а-а-а и так далее. После того как система будет освоена, вам будет достаточно проделать это упражнение несколько секунд - и голос будет настроен. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Эти упражнения очень полезны для разработки резонансной системы голоса. Упражнения повторить два-три раза. Общее время выполнения 6 упражнений – 15-30 мин. Переходный этап от доречевого к речевому уровню Урок 4. Междометия Общие указания Наиболее тесно с интонированием, которым мы занимались на предыдущем уроке, связаны междометия. Междометия - это уже речь, но речь своеобразная. Это своеобразный язык эмоций, который является переходным этапом от доречевого к речевому уровню звукоизвлечения. Все междометия интонационно окрашены, но в отличие от интонаций, которыми мы занимались, требуют включения артикуляционного аппарата, а следовательно, и произвольной, поперечно-полосатой мышечной системы. Мы знаем, что эта система антагонистична гладкой мышечной системе и является главным препятствием при восстановлении голоса, присущего нам от рождения. Как преодолеть это противоречие? Выход только один - воспользоваться выработанными на предыдущих уроках навыками расслабления этой произвольной мускулатуры и акцентировать свое внимание на расслаблении мышц артикуляционного аппарата и гортани. Все мышцы гортани, а также язык и губы должны быть расслаблены и на начальном этапе выработки навыка быть под контролем сознания. В процессе работы с междометиями стараемся увеличивать длительность последнего звука, проговаривать междометия как бы нараспев, не теряя при этом контроля за интонацией. Все междометия начинаются с гласного звука, произнесение которого требует разной степени раскрытия "второго рта", но не первого. Непонимание этого приводит к широкому открытию первого рта, а следовательно, к закрытию "второго рта" и к зажатости голоса. Расположениегласных, соответствующее степени раскрытия "второго рта", таково: А, О, Э, У, Ы, И. По поводу самостоятельности "И" до сих пор идут жаркие споры между московской и петербургской лингвистическими школами. Подготовительные упражнения перед уроком 4: выполнили комплекс из всех известных упражнений в сокращенной форме, уделив этому 5 минут. Все междометия произносятся в трех положениях рта, которые мы усвоили уже на первом уроке, при этом исключается положение с зажимом носа. Не забываем одну руку держать на груди, другая рука выполняет жесты сообразно эмоционально-смысловому значению междометия. Минимальное время выполнения каждого упражнения -30 сек. Начинать упражняться удобней с нейтральной гласной Э. А - гласная самая широкая, У - гласная самая глубокая. Поэтому в звуках многих животных мы слышим - У. Коровы мычат - МУ, волки воют - У. В голосе новорожденного мы слышим УА-УА. Это свидетельствует о том, что трахея работает в двух основных режимах: У - глубины, А - ширины. Упражнения выполняем в замедленном темпе. Упражнение 1. ЭЙ - возглас, с помощью которого подзывают, окликают. Напоминаем, что минимальное количество повторений - 8. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Упражнение 2. ЭЙ-ЭЙ-ЭЙ (Эйеееэй) - на одном дыхании. Продолжительность выдоха увеличивается. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Упражнение 3. ОЙ - выражение испуга, удивления, боли. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Упражнение 4. ОЙ-ОЙ-ОЙ (Оёёй) на одном дыхании. Продолжительность выдоха увеличивается. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Упражнение 5. АЙ - выражает самые разные чувства: испуг, боль, упрек, порицание, удивление, одобрение, насмешку. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Упражнение 6. АЙ - АЙ - АЙ (Айяяй) - на одном дыхании. Продолжительность выдоха увеличивается. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Упражнение 7. А У - восклицание, которым перекликаются в лесу, чтобы не потерять друг друга. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Итого: 7 упражнений на междометия. Если учесть, что каждое упражнение выполняется в 3-х положениях рта и минимальное число повторов равно 8, то количество воспроизводимых звуков будет 7x3x8 = 168. Суммарное минимальное время выполнения урока 4 -около 15 мин. При работе с этими междометиями и частицами фантазируйте, интонируйте с разными эмоциональными оттенками, но при этом не забывайте о "трех китах": 1. об открытии "второго рта", 2. о мышечном расслаблении, и в первую очередь расслаблении мышц гортани, 3. о малом дыхании (придыхании). Продолжительность занятий индивидуальна (по закреплению навыка). Речевой уровень Урок 5. Наиболее удобные слова и фразы Предыдущие четыре урока, составившие доречевой уровень, подготовили наш аппарат (путём расслабления произвольной мускулатуры, настройки дыхания, открытия "второго рта", установления примарного тона и выработки навыков интонирования) к речевой работе. Без этого подготовительного этапа, без создания своего рода фундамента речи, попытки научиться управлять своим голосом обречены на неудачу. Подготовительные упражнения для настройки голосового аппарата - 5 мин. Слова и фразы произносим в трех уже хорошо известных положениях. Напомню эти 3 положения: Первое положение. Рот закрыт. Одна рука - на груди, другая рука (ладонь) - на голове. При этом положении происходит идеальное соединение грудного и головного резонаторов. Второе положение. Рот полузакрыт (зубы сомкнуты, губы разомкнуты и активны, голос звучит сквозь зубы). В этом случае голос очень близок к естественному, так как открытие губ рефлекторно помогает открытию гортани ("второму рту"). При широком открытии первого рта "второй рот", как мы обращали на это внимание, закрывается. Внимание сосредоточено на недопущении физических напряжений и на вибрационных ощущениях в груди. Рука на груди. Третье положение. Рот открыт (губы разомкнуты, зубы разомкнуты, но так, что мизинец не пролезет). Рука на груди. Слова Напоминаю, что минимальное количество повторений одного упражнения - 8 раз. Представим, что ту медсестру, к которой мы обращались, зовут Анна. Затем мы обращаемся к ней по имени Ханна, затем _ Гханна (звук ГХ - украинский вариант русского Г) и наконец -Ганна. Согласная "Н" - сонорная и, следовательно, звучная. Полезность этой согласной состоит и в том, что она тренирует тонкую координацию языка - ведущего артикуляционного органа речи. Напоминаю, что гласная "А" требует самого широкого открытия "второго рта". Звуки "X" и "ГХ" тренируют, кроме открытия "второго рта", также и контроль плавности выдоха. Звук "Г" в идеале, к которому мы стремимся в этих упражнениях, полностью открывает "второй рот". Упражнение 1. Анна! Выполнение: Имя "Анна" произносим на восходящей интонации (интонация просьбы). Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Упражнение 2. Ханна! Выполнение: Слово "Ханна" произносим с интонацией просьбы, как и в упражнении 1. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Упражнение 3. Гханна! (звук ГХ - украинский вариант русского Г). Выполнение: Произносим слово "Ганна" в украинском варианте с интонацией просьбы, как и в упражнении 1. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Упражнение 4. Ганна! Выполнение: Слово "Ганна" произносим в русском варианте с интонацией просьбы, как и в упражнении 1. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Суммарное минимальное время выполнения цикла из трех слов - около 5 мин. С паузами между упражнениями оно составляет 6-7 мин. Как легко заметить, разница в произношении - только в первом звуке (А, X, ГХ и Г). С какой целью установлена эта разница? Все четыре звука имеют как общие, так и различные свойства. Общее их свойство состоит в том, что произносятся они в глубине гортани, в том месте, где происходит открытие "второго рта". Различие их - в степени участия произвольной мускулатуры при их произношении. В первом случае (А) идет чистый звук при самом широком открытии глотки ("второго рта"). Во втором (X) - чуть зашумленная струя воздуха. В третьем (ГХ) - эта струя идет с голосом. Во втором и третьем случаях (это заднеязычные, задненебные согласные) дело обходится без активного участия корня языка. В четвертом случае (Г) в формировании звука активно участвует корень языка (он смыкается со стенкой гортани, и напор воздуха их не размыкает) и звук носит взрывной характер. Украинцы в свое время отказались от этого звука (Г), так как он хотя и на доли секунды, но запирает гортань, т.е. прерывает связь трахеи и гортани. Поэтому голоса у украинцев более звучные в прямом смысле: при произнесении украинского Г звуковая струя не прерывается. Не потому ли на Украине до сих пор не смолкают песни? Русский заднеязычный звук Г, с одной стороны, закрывает на мгновение гортань, но, с другой стороны, если научиться этот звук произносить при открытом "втором рте" и контролировать это произношение, то тогда можно быстро закрепить навык открытия "второго рта", а это половина успеха в восстановлении природной постановки голоса. Этот навык, по сути дела, переводит всю артикуляционную систему из "первого рта" во "второй". А это значит, что вся речь ставится на дыхание и увеличивается сила звука, интонационная составляющая и дикция. Вот на таких простых упражнениях и можно добиться впечатляющих результатов Фразы Предлагаемые четыре упражнения отличаются от четырех предыдущих двумя особенностями: 1. После каждого слова необходимо делать придыхание. 2. Кроме тонкой координации движений языка (согласная Н), включается координация губ (согласная М). Таким образом, в этих упражнениях активно участвуют все системы образования речевых звуков (челюсть, "второй рот", кончик языка и губы). За счёт простоты этих упражнений и достигается тонкая координация всей артикуляционной системы. Упражнение 5. Анна! - Гамму! Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Упражнение 6. Ханна! - Гамму! Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Упражнение 7. Гханна! - Гамму! Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Упражнение 8. Ганна! - Гамму! Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Суммарное минимальное время, затрачиваемое на пятый урок, - 15-30 мин. Пятый урок даёт нам своего рода ясный ориентир, который выводит нас на дорогу, раскрывающую перед нами невиданные горизонты. Урок 6. Слова для закрепления навыка Эти слова способствуют развитию голоса, они являются своеобразными мантрами. Произносим их в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Предпочтение отдаем тем словам, которые начинаются с гласных. Наиболее полезны слова, начинающиеся на А и У. А (широта голоса). Аллилуйя, Алла, Анна, ага, агу, агония, алое, аминь, аналой, аул, аум (11). У (глубина голоса). Уголь, угу, умный, уния, юла, юнга, юный (7). Другие гласные: Ольга, Оля, Элла, Эмма, Инга. Для работы с гласными И-Ы произносим: Инга! -придыхание - иглы! (6). Второй важный признак благозвучности слов - это наличие в них сонорных согласных (м, н, л). Мама, манна, монна, Муму, мулла, мыло, Мила, мимо, мина, Нана, Нона, нума, Нэлли, Нэля, Лама, лань, Лола, лунный (18). Для открытия "второго рта" полезна согласная Г. Гамаюн, гармония, галлон, галлы, гунны, гуманный, гуга, гули-гули (8). Всего - 50 слов или 50 маленьких упражнений. Слова аллилуйя, гамаюн, гармония - чемпионы по благозвучию. Над ними полезно работать отдельно. Кроме этих 50, могут быть и другие слова. Важно соблюдать принцип наличия сонорных гласных. Среднее время произношения одного слова - 2 сек. Суммарное минимальное время выполнения урока 6 –З5-45 мин. Урок 7. Фразы для закрепления навыка Речевые упражнения для тренировки открытия "второго рта". Время выполнения одного упражнения — 1 мин. Вопрос: ГАГА ГОГУ ГЭГУГЫ? Ответ: ГАГА ГОГУ ГЭГУГЫ. Упражнение 1. Ударение на третьем слове. Вопрос: ГАГА ГОГУ ГЭГУГЫ? Ответ: ГАГА ГОГУ ГЭГУГЫ. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Упражнение 2. Вопрос: УГАНДА У ГАНГА? Ударение на слове «Ганга». Ответ: УГАНДА У ГАНГА. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Упражнение 3. Вопрос: УЛЯ У ЮЛИИ? - ударение на втором слове. Ответ: УЛЯ У ЮЛИИ. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта. Фразы для болельщиков ШАЙ-БУ! ШАЙ-БУ! ШАЙ-БУ! Гласные А и У позволяют голосу работать в двух основных режимах (А - ширина голоса, У -глубина голоса). Ранее, когда наши хоккеисты были бесспорными мировыми лидерами, этот клич был наиболее распространенным среди болельщиков в большинстве видов спорта. По звучности этот возглас стоит на первом месте. РОССИЯ! (РА-ССИ-Я). Этот возглас необходимо тренировать болельщикам, присутствующим на международных поединках наших спортсменов в индивидуальных и командных видах спорта. МО-ЛОД-ЦЫ! МО-ЛОД-ЦЫ! МО-ЛОД-ЦЫ! (МА-ЛА-тЦЫ). Одобрительный возглас, любимый спортсменами. Уроки 8-11. Работа с текстом. Связанная речь (начало работы над эталонным текстом) Общий обзор заключительного этапа речевой ступени Сегодня мы приступаем к работе над связным текстом. Вам будет предложен отрывок из трагедии Гёте "Эгмонт". Этот текст является успокаивающим, он приводит к релаксации (расслаблению), необходимой для лучшего управления голосом и артикуляционной системой. К тому же релаксирующее свойство этого текста в дальнейшем можно использовать для быстрого снятия напряжения, а также для борьбы с бессонницей (те, кто ранее ею страдал, при помощи этого текста быстро от неё избавлялся). Некоторое пояснение. Этот текст представляет собой грезы Эгмонта - французского поэта, осужденного на казнь: "Сладостный сон, ты приходишь, как чистое счастье: без зова, без мольбы, сам собою. Мысли теряют связь, смешиваются в одно, образы радостей и скорбей. Беспрепятственно льётся волна тайных гармоний. Желанное безумие охватывает нас, и мы погружаемся в небытие ". Выделим в тексте паузы, в которых необходимо делать придыхание. (Паузу выделяем вертикальной чёрточкой |) Сладостный сон, | ты приходишь, | как чистое счастье | без зова, | без мольбы, | сам собою. | Мысли теряют связь, | смешиваются в одно, | образы радостей | и скорбей.| Беспрепятственно льётся волна тайных гармоний. | Желанное безумие охватывает нас, | и мы | погружаемся в небытие. С каждым из этих 14 фрагментов производится самостоятельная работа, состоящая из 12 этапов. Эти этапы - мое изобретение для развития голоса при работе с любым текстом. Работать будем с текстом по фрагментам. Величина фрагмента определяется длиной текста от вдоха до выдоха. Напоминаем 3 положения рта: Первое положение. Рот закрыт. "Второй рот" открыт (опущена гортань). Одна рука - на груди, вторая рука (ладонь) - на голове. При этом положении, происходит идеальное соединение грудного и головного резонаторов. Дыхание (придыхание) - во "второй нос". Второе положение. Рот полузакрыт (зубы сомкнуты, губы разомкнуты и активны, голос звучит сквозь зубы). "Второй рот" открыт (опущена гортань). Дыхание (придыхание) - во "второй нос". В этом случае голос очень близок к естественному. Третье положение. Рот открыт (губы разомкнуты, зубы разомкнуты, но так, что мизинец не пролезает), "второй рот" открыт (опущена гортань). Дыхание (придыхание) - во "второй нос". Рука на груди. Внимание сосредоточено на недопущении физического напряжения и на вибрационных ощущениях в груди. Для наилучшего усвоения новой речевой модели создана новая система из 12 этапов работы с текстом. Вначале идет работа с отдельными фрагментами. Фрагмент 1. Сладостный сон. 12 этапов работы с каждым из фрагментов: 1. Мысленное проговаривание фрагмента (создание модели) - 8 раз. 2. Проговаривание с закрытым ртом - 8 раз. Следим за ударениями в словах, устанавливаем четкий ритм фрагмента. 3. В этом ритме произносим текст, используя вместо слов звуки - А и ХА. Это выглядит так: АХА-ХА-ХА (с закрытым ртом). Будем называть это формулой текста. Ударение ставится на первом и последнем А (выделено жирным) - 8 раз. Это делается для подготовки максимального открытия "второго рта". 4. То же самое с полузакрытым ртом - 8 раз. Это делаем для подготовки максимального открытия "второго рта". 5. То же самое с открытым ртом - 8 раз. Это делается для подготовки максимального открытия "второго рта". 6. Произносим текст, используя звук Г. Выглядит так: АГА-ГА-ГА (с закрытым ртом) - 8 раз. Это делается для максимального открытия "второго рта". 7. То же самое с полузакрытым ртом - 8 раз. Это делаем для максимального открытия "второго рта". 8. То же самое с открытым ртом - 8 раз. Это делаем для максимального открытия "второго рта". 9. Произносим сам фрагмент текста - Сладостный сон - с закрытым ртом - 8 раз. 10. То же самое с полузакрытым ртом - 8 раз. 11. То же самое с открытым ртом - 8 раз. 12. То же самое с открытым ртом - 8 раз. Изменение в следующем: первый раз произносим фрагмент в привычной манере, второй раз - с пафосом, т. е. торжественным тоном. Применение этого приема приводит к усилению голоса (без потери тембральных красок) за счет психического фактора. Таким образом происходит закрепление психоакустической модели голоса: "вся сила голоса — в интонации" (Ф.И. Шаляпин). Фрагмент 2. ты приходишь. 12 этапов такой же работы, как и с первым фрагментом. Формула текста - АХА-ХА-ХА (ударение на третьем А). Фрагмент 3. как чистое счастье. Те же 12 этапов. Формула текста - АХА-ХА-ХА-АХА (ударение на втором И ПЯТОМ А). Фрагмент 4. без зова. 12 этапов. Формула текста - АХА-ХА (ударение на втором А). Фрагмент 5. без мольбы 12 этапов Формула текста - АХА-ХА (ударение на третьем А). Фрагмент 6. сам собою. 12 этапов. Формула текста - АХА-АХА (ударение на первом и третьем А). Работа с фразой Повторим текст урока не менее 8 раз в трех положениях рта: Сладостный сон,| ты приходишь,| как чистое счастье | без зова,| без мольбы,| сам собою. В открытом положении рта один раз произносим текст в привычной манере, другой раз с пафосом, т.е. торжественным тоном. Напоминаю, что это приведет к усилению голоса (без потери тембральных красок) за счет психического фактора и, в свою очередь, к закреплению психоакустической модели голоса. Суммарное время работы над этим отрывком составляет 30-40 минут, включая полюбившиеся вам упражнения для настройки голоса. Настройка примарного тона обязательна. Остальное - по желанию и наличию времени. Орфоэпия (особенности произношения учебного текста) Сладостный сон произносится как "Сладосный сон", буква Т не произносится (правило: сочетание "стн" произносится как "сн"). Чистое счастье. Произносится: "Чистае щасьтье" (правило: безударные гласные произносятся не так, как гласные под ударением, сочетание "сч" произносится как "щ"). Произносятся так, как пишутся, только ударные гласные. На ударную гласную приходится вся информационная нагрузка слова. Желательно на ударных гласных затягивать звук, произносить текст несколько нараспев, в декламационном стиле. Это будет способствовать закреплению новой психоакустической модели голоса. Общее правило произнесения безударных гласных: чем дальше они от ударной гласной, тем больше их отличие от звучания в ударном положении. Все особенности произнесения гласных звуков впитываются с молоком матери. Более подробно о правилах произношения гласных и согласных звуков можно прочитать в любом учебнике по фонетике или орфоэпии (произношении). Для общей культуры эти сведения не будут лишними. Работа со словом требует терпения. Именно такую работу над каждым звуком Шаляпин сравнивал с работой ювелира по обработке металла. Работа над этими 6 маленькими фрагментами требует не менее 5-6 часов (если по полчаса в день, то в течение примерно двух недель). Главное здесь - не спешить и помнить, что вы занимаетесь работой по замене физической модели голоса на психоакустическую. При произнесении текста необходимо следить не за голосом, а за расслаблением всех мышц, за неподвижностью нашего главного "врага" - диафрагмы, а также следить за смыслом произносимого текста. Сам текст имеет ярко выраженный релаксирующий характер и поэтому облегчает расслабление мышечной системы. С этим текстом легко засыпается. Надо мысленно несколько раз произнести эти первые 6 фрагментов - и сладостный сон придет к вам, как чистое счастье. Урок 9. Продолжение работы над текстом (фрагменты 7-10) Настройка аппарата - 15 мин. Повторение урока 7-15 мин. Повторили первые 6 фрагментов в связном тексте Сладостный сон,| ты приходишь,| как чистое счастье | без зова,| без мольбы,| сам собою. Фрагмент 7. Мысли теряют связь. 12 этапов. Формула текста - АХА-АХАХА-ХА ( ударение на первом и четвертом и пятом А). Фрагмент 8. Смешиваются в одно. 12 этапов. Формула текста - АХАХАХА-АХА (ударение на первом и последнем А). Фрагмент 9. Образы радостей. 12 этапов. Формула текста - АХАХА-АХАХА (ударение на первом и четвертом А). Фрагмент 10. И скорбей. 12 этапов. Формула текста - АХАХА (ударение на втором А). Урок заканчивается проговариванием текста урока: Мысли теряют связь,| смешиваются в одно,| образы радостей | и скорбей. Для проговаривания текста урока общего правила нет. Вы можете, если вам позволяет время и у вас очень сильная мотивация, пройтись по всем 12 этапам. Это максимум. А можете ограничиться последним 12-м этапом. Это минимум. Всё зависит от вас. Урок 10. Окончание работы над текстом Настройка аппарата - 15 мин. Повторение заключительной части 7-8 уроков -15 мин. Повторили 1-10-й фрагменты в связном тексте: Сладостный сон,| ты приходишь,| как чистое счастье | без зова,| без мольбы,| сам собою.| Мысли теряют связь,! смешиваются в одно,| образы радостей | и скорбей. Этот текст произносим также в трех положениях рта не менее чем по 8 раз в известной последовательности: рот закрытый, полузакрытый, открытый. Новый материал (11 - 14 фрагменты) - 30 мин. Фрагмент 11. Беспрепятственно льется волна тайных гармоний. 12 этапов. Формула текста - АХАХАХАХА-АХА-АХА-АХА-АХАХА (ударение в данном случае лучше не высчитывать, а пробовать делать его на слух). Для упрощения работы фразу полезно разбить на две части (3 слова + 2 слова) и работать с каждой их них отдельно. После усвоения материала эти части можно объединить в одну фразу. Фрагмент 12. Желанное безумие охватывает нас. Формула текста - АХАХАХА-АХАХАХА-АХАХАХАХА-ХА. В работе с этим фрагментом текста ударение также лучше не высчитывать, а пробовать делать его на слух. Для упрощения работы фразу полезно разбить на две части (2 слова + 2 слова) и работать с каждой их них отдельно. Фрагмент 13. И мы. Формула текста — АХА (ударение на втором А). Фрагмент 14. Погружаемся в небытие. Формула текста - АХАХАХАХА-АХАХАХА (ударение на третьем и последнем А). Урок заканчивается проговариванием 11-14 фрагментов текста. Выберите полюбившиеся вам этапы работы над текстом (идеально все 12). Но хватит ли у вас силы воли? (У Шаляпина хватало). Беспрепятственно льется волна тайных гармоний.| Желанное безумие охватывает нас,| и мы | погружаемся в небытие. Урок 11, заключительный. Работа с полным текстом Настройка аппарата - 15 мин. Продолжительность урока - 45 мин. Итак, заключительный аккорд: Сладостный сон,| ты приходишь,| как чистое счастье | без зова,| без мольбы,| сам собою.| Мысли теряют связь,| смешиваются в одно,| образы радостей | и скорбей.| Беспрепятственно льётся волна тайных гармоний. | Желанное безумие охватывает нас,| и мы | погружаемся в небытие. При работе с текстом используем все 12 этапов. На этом практическая часть самоучителя заканчивается. Теперь своим голосом вы можете с высокой эффективностью помочь любимой команде. Какие возгласы, слова, речёвки, песни и прочее вы будете использовать, зависит от вас. Главное - это соблюдать три правила (секрета) настройки голоса. Тогда с вашим горлом и голосом проблем не будет. ЗАКЛЮЧЕНИЕ К РЕЧЕВОЙ ЧАСТИ САМОУЧИТЕЛЯ Подведем итоги: главное - необходимо глубоко осознать, прочувствовать, что работает не механическая, а психоакустическая модель голоса. Именно она работает у новорожденных детей и у выдающихся певцов, ораторов и актеров. Только в этом случае сила голоса, его дальнобойность будут постоянно увеличиваться. Некоторые полезные советы: 1. Не наедайтесь перед выполнением упражнений, тем более - перед матчем. При переполненном желудке управлять голосом будет тяжелее. 2. Подготавливайте ключевые фразы заранее и прорабатывайте их по всем изученным этапам. 3. Придумывайте фразы поддержки своей команды с максимальным количеством сонорных согласных (М, Н, Л, Р). 4. Старайтесь, чтобы ваш голос звучал только из груди. В первое время тщательно контролируйте это. 5. Старайтесь, чтобы ваш голос звучал протяжно, наподобие мелодекламации (нечто среднее между речью и пением). Такое звучание будет более сильным. 6. Идеально будет, руководствуясь этими принципами, научиться петь гимн России, а также гимн своей команды (если его нет, то его необходимо создать). Пение гимна хором на стадионе - это эффективный способ снятия излишнего напряжения и наилучшая форма психологической поддержки своей команды. Телефон: 113-7847 E-mail: voice@bagratid.com bageon@yandex.ru О деятельности Центра в интернете: http://www.bagratid.com

Ословия: УРОК - 4

Владимир: Он восстановил многим уже голос... Но я не стал помещать благодарности и теории, только практику...

Владимир: Выше Было написано - тащите, что у кого есть отовсюду. А тут на мой взгляд, не только про голос, а про то от чего можно умереть, работая с голосом. Внимательно прочитайте и поймёте. Я проверял в энцмклопедии. кто сколько жил из певцов, йогов и т.д.. На штангистов обратил внимани, они тоже натуживаются, некоторые, чуть сознание не теряют. Для них придуман подъём штанги в два приёма. Просто загляните в учебник тяжёлой атлетики для ВУЗов.

Асур: У-Ра ЗДРАВИЕ ВСЕМ Росичи. Несколько МИНУТ работы СО ЗВУКОМ. Материал с УЧЕБНОГО ФИЛЬМА ПОСВЯЩЁННЫЙ "КАЗАЧЬЕМУ СПАСУ". Возможно ИЩУЩИМ ЛЮДЯМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО. СЛАВА КУПАЛЕ

Ословия: Асурыч в Эти Чаши Воду ещё наливают. Смотри что получаеться. Говорят если по часовой стрелке вода Структурируется. Живая по часовой, Мёртвая Против Я сегодня на ВДНХ такой фокус Видел

Милослава: Здравия! Ословия, ты про какие чаши? Или у меня что-то недогружается??? А, вот, догрузилось. Мне такую чашу на голову одевали и засталяли ее звучать легко, постукиванием. Ощущения - просто как будто внутри колокола - легкость, чистка происходит. НО, наверное это нужно определенный тембр звучания и чашу. Короче со знанием дела, а то мозги вот так "закипят". Если ты Сейчас в Москве - рекомендую очень сходить в одно место удивительное м. Беляево. надо пешочком прогуляться Там Три родника - мертвая вода, живая вода и ведьмина. Узнается практически безошибночно, если внимательно на воду посмотреть. Сначала обкупывешься - мертвой - и представляешь как все не нужное с тебя стекает, потом живой - все нужно приходит и впитывается, ну а уж потом ведьминой - вот только с желаниями поаккуратней и с мыслями - (козленочком можно стать...)

Моргиль: и это всё? Я трребую продолжения интересной темы)

Моргиль: Я, кстати, не понимаю как это, расслабить горло, и при этом опустить кадык. Если я опущу кадык как при зевке, то это будет не расслабление, а напряжение.

Моргиль: Вот посмотрите сайтик http://www.goloslogos.ru/



полная версия страницы